Согласно законопроекту, большие данные определяются так: "Большие данные - совокупность неперсонифицированных данных, классифицирующая по групповым признакам, в том числе информационные и статистические сообщения, сведения о местоположении движимых и недвижимых объектов, количественные и качественные характеристики видов деятельности, поведенческие аспекты движимых и недвижимых объектов, полученных от различных владельцев данных либо из различных структурированных или неструктурированных источников данных, посредством сбора с использованием технологий, методов обработки данных, технических средств, обеспечивающих объединение указанной совокупности данных, ее повторное использование, систематическое обновление, форма представления которых не предполагает их отнесение к конкретному физическому лицу".
В проекте поправок в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" говорится, что под большими данными подразумеваются все данные, которые можно получить от владельцев структурированных и неструктурированных источников, используя любые технологии и средства.
Операторами больших данных могут быть госорганы, муниципальные органы, юрлица или физлица, саморегулируемые организации или общественные объединения (НКО и иностранные агенты тоже), которые организуют или сами обрабатывают big data. Определяют цели обработки больших данных, их состав и алгоритм действий с ними.
Под обработкой больших данных подразумевается действие или совокупность действий, которые совершают операторы больших данных с помощью средств автоматизации или без их использования. Речь идет о сборе, записи, систематизации, накоплении, хранении, обновлении, изменении, а также об извлечении, использовании, передаче, удалении, уничтожении и анализе таких данных.
Согласно тексту законопроекта, определять принципы, права и обязанности операторов big data, порядок, контроль и условия их оборота будет правительство РФ.
Сейчас документ проверяют. Независимая антикоррупционная экспертиза закончится 20 февраля 2020 г.
Замдиректора центра компетенции больших данных "Техносерва" Олег Савранский говорит, что в законопроекте формулировки понятий отразили корректно. "Представленная редакция законопроекта требует дополнения с описанием процедур регистрации, постановки на учет операторов big data в реестр, уточнением сроков. Это позволит исключить вероятность коррупционной составляющей при включении владельца данных в реестр операторов больших данных, необоснованного отказа в постановке на учет, затягивания сроков регистрации", - считает представитель "Техносерва".
По его словам, определение порядка и процедуры обработки данных существенно повлияет на рынок, на качество их обработки и на продукты, которые бизнес формирует на базе big data.
Некоторые операторы связи заинтересованы в совершенствовании регулирования big data. Особенно в части обмена обезличенными данными. "Мы разделяем мнение отрасли о том, что инициатива содержит потенциальные риски. Согласно законопроекту, порядок регулирования будет определяться правительством РФ. Соответственно, до появления соответствующих подзаконных актов механизмы работы с большими данными остаются непонятными", - предостерегает пресс-секретарь "Т2 РТК холдинг" (бренд Tele2) Дарья Колесникова.
Другие, напротив, категорически не поддерживают регулирование big data. Руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти ПАО "МегаФон" Никита Данилов уверен, что в области больших данных компании могут регулировать себя сами и это будет более эффективно, чем предлагают чиновники. "Мы не поддерживаем законодательное регулирование использования больших данных. Речь идет об обработке большого массива обезличенных данных, их использование не представляет рисков для субъектов. Госрегулирование в этой области может тормозить развитие цифровых проектов на основе предиктивной аналитики, а также развитие алгоритмов искусственного интеллекта", - опасается представитель "МегаФона".
Никита Данилов убежден, что закрепление в законодательстве понятия "большие данные" нецелесообразно. Так как big data невозможно определить как объект. "Отличительные особенности больших данных, скорее, относятся к алгоритму обработки и использования", - полагает представитель "МегаФона".
В конце прошлого года российские банки, телеком-операторы и крупнейшие интернет-компании подписали кодекс этики использования данных. Кодекс подписали "Газпром-медиа холдинг", "Яндекс", "МегаФон", Тинькофф Банк, Сбербанк, Газпромбанк, OneFactor, группа QIWI, Mail.ru Group, группа ВТБ, "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), "Ростелеком" (ему принадлежит Tele2), группа МТС, а также Аналитический центр при правительстве РФ. В ближайшее время они утвердят состав совета по этике работы с данными (при Ассоциации больших данных), который будет следить за соблюдением принципов документа. "Совет планирует вести свой реестр добросовестных участников рынка и собирать лучшие практики использования больших данных", - сообщила ComNews президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова.
Она назвала законопроект Минкомсвязи сырым. По ее мнению, в документе содержатся положения, которые противоречат другим регуляторным нормам. "Также законопроектом не предусмотрено мер, направленных на обеспечение безопасности пользователей", - добавила Анна Серебряникова.
По ее словам, создание единого термина "большие данные" бессмысленно, так как он подразумевает большое разнообразие данных и целый комплекс технологий их использования, которые не могут регулироваться одинаковым образом. "Такие формулировки некорректно использовать в законе", - сказала президент Ассоциации больших данных.
Анастасия Самсонова