Негативное заключение на концепцию глобальной лицензии в интернете подготовил экспертный совет при правительстве России. Документ представил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин на Медиа-коммуникационном форуме 12 мая. Волин назвал идею глобальной лицензии «абсолютной утопией» и заявил, что лучшее, что с ней можно сделать, — «похоронить».
Источник РБК в экспертной группе рассказал, что представленный отзыв министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов в ближайшие дни передаст первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Широкой огласке заключение предали для того, чтобы донести позицию отрасли до власти, и в первую очередь — до аппарата президента. Поручение «широко обсудить» с экспертным советом законопроект о глобальной лицензии Абызов и министр культуры Владимир Мединский, по данным РБК, получили от Шувалова 15 апреля. Отчитаться правительству об итогах министры должны до 19 июня 2015 года.
Концепцию глобальной лицензии, широко известной как «налог на интернет», предложил Российский союз правообладателей (РСП) во главе с Никитой Михалковым в конце 2014 года. Концепция предполагает, что платить правообладателям за распространение контента в интернете должны все без исключения пользователи сети. Собирать деньги через операторов связи должна организация по коллективному управлению правами, которая впоследствии будет распределять их между правообладателями пропорционально популярности их контента в интернете. Сбор с каждого пользователя РСП предложил сделать фиксированным и установить в размере 300 руб. в год. Операторы связи также обязаны будут установить специальную технику, чтобы отследить, какой контент чаще скачивают. Министерство культуры оформило эти идеи в законопроект, который прошел общественное обсуждение на сайте regulation.gov.ru. Волин признал, что в ходе обсуждения были «накрутки», и его поддерживали боты, о чем ранее сообщал РБК.
Идея Никиты Михалкова была широко раскритикована. Правообладатели и интернет-компании написали совместное открытое письмо с критикой идеи Владимиру Путину, негативные отзывы на проект дали Минкомсвязи и Минэкономразвития, а также, по данным газеты «Ведомости», Главное контрольное управление (ГКУ) администрации президента. Альтернативный проект, не предполагающий сборов с пользователей, подготовила группа экспертов при Общественной палате.
В рабочую группу, негативный отзыв которой представил Волин, вошли операторы связи («Ростелеком», «ВымпелКом», МТС, «МегаФон», Tele2), представители Российской ассоциации электронных коммуникаций, поисковики «Яндекс» и «Спутник», защищающая правообладателей ассоциация «Интернет-видео», ассоциация разработчиков софта «Российские операционные системы», представители научного сообщества, института «Гипросвязь», говорится в документе. Волин подчеркнул, что над документом работали более 90% представителей отрасли медиа и телекоммуникаций.
Авторы документа подчеркивают, что оборудование для глубокого анализа контента, которое, по замыслу РСП, должны устанавливать операторы связи, «на рынке отсутствует». По оценкам экспертов, оно может появиться не раньше, чем через 2-3 года. Кроме того, в законопроекте Минкультуры пока не прописано, кто должен финансировать установку этого оборудования. По мнению авторов документа, если это должен будет делать оператор связи, это повлечет для него расходы, которые будут окупаться как минимум 10 лет. В отзыве приводятся данные «Гипросвязи» (занимается проектированием объектов связи и телекоммуникаций), согласно которым затраты на такое оборудование и модернизацию сетей в масштабах отрасли будут составлять от $1 до $5 млрд. «Такие затраты на порядок превышают потенциальные объемы рынка распространения цифрового контента, на защиту которого данное решение направлено», — подчеркивают авторы.
Если же затраты предполагается возмещать за счет сборов с пользователей, правообладатели могут не получить деньги никогда, считают эксперты. По их оценке, сборы составят около 20 млрд руб. в год. Но с учетом амортизации оборудования (его нужно будет полностью обновить через 4-5 лет), правообладатели не смогут получить деньги. «Зато их увидит та компания, которая собиралась управлять всем этим удовольствием», — сказал Волин.
Эксперты критикуют техническое решение, предложенное РСП, еще и потому, что оно не обеспечивает достоверность полученной статистики: оборудование не сможет прочесть зашифрованный трафик (10–15% в общем объеме трафика Рунета), трафик, проходящий через анонимайзеры. «В результате оператор связи станет постоянным участником судебных споров (на стороне ответчика) между РСП и правообладателями», — считают авторы документа. Кроме того, по их мнению, операторы связи рискуют потерять абонентов: из-за невозможности отказаться от глобальной лицензии люди могут начать отказываться от услуг.
В документе также перечислено несколько противоречий «налога на интернет» действующим законам, в том числе потенциальное нарушение прав граждан на тайну переписки и защиту частной жизни.
Отдельно эксперты останавливаются на экономических последствиях проекта РСП. По их мнению, реализация законопроекта нанесет удар по бизнесу легальных онлайн-площадок в связи с «бессмысленностью вложения средств в этот бизнес» в условиях глобальной лицензии, по бизнесу кинотеатров («падение выручки минимум на 30%, закрытие 80% кинотеатров в течение трех месяцев»). Из-за отсутствия конкуренции за зрителя упадет качество контента, возможно также банкротство операторов кабельных и спутниковых систем телевидения из-за того, что у операторов исчезнет стимул для развития широкополосных сетей и систем интернет-телевидения (IPTV). Под угрозой находится и бизнес телеканалов: они не смогут реализовать вторичное право (право на использование контента именно в интернете), которое уже сегодня составляет «заметную часть прибыли» телевизионных каналов.
Один из участников экспертной группы, глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин считает, что «глобальная лицензия» перечеркивает все антипиратское законодательство. Правда, конкретную оценку ущерба для рынка интернет-видео он назвать не смог. «Глобальная лицензия не просто наносит финансовый ущерб, она просто уничтожает рынок цифровой дистрибуции контента», — сказал РБК Бырдин.
Дарья Луганская