Минтруда планирует оценивать региональные службы занятости населения по новым критериям — в частности, по количеству собеседований, проведенных по видеосвязи через интернет, и по времени ожидания безработного в очереди. В ведомстве подготовили соответствующий проект приказа об утверждении нового положения «Об оценке качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения» (документы есть в распоряжении «Известий»). Ранее службы занятости отчитывались о количестве замещенных вакансий, численности прошедших профобучение и количестве тех, кто открыл собственное дело. По мнению экспертов, введение формальных признаков может ухудшить качество предоставляемых услуг — например, с целью сокращения очереди, возможно, будет уменьшено время консультации.
Согласно проекту нового постановления, теперь региональные службы занятости должны будут передавать в Минтруда сведения о численности «граждан, которым в ходе предоставления государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы обеспечена возможность проведения собеседований с работодателями посредством видеосвязи с использованием сети интернет». Также региональные биржи труда должны будут сообщать о том, сколько человек обратились за услугой трудоустройства в МФЦ (многофункциональные центры госуслуг. — «Известия») и «в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных (муниципальных) услуг». Еще одним пунктом уровня оценки качества трудоустройства в регионах станет «среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в государственное учреждение службы занятости населения».
Согласно тексту проекта приказа, перечисленные сведения регионы должны будут предоставлять в Минтруда раз в полугодие, «не позднее 30 июля текущего года и 30 января года, следующего за отчетным периодом».
В проекте также уточняется, что новые критерии оценки применяются «в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения».
Исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) Натэла Чугунова отметила, что увеличение количества собеседований посредством Skype несущественно влияет на самый главный показатель службы занятости — количество трудоустроенных и снижение уровня безработицы.
— В кадровых агентствах и службах по подбору персонала с кандидатами проводят собеседования по Skype, если соискатель находится в другом регионе или в том случае, если требуется особая оперативность. Специалисту, который решил воспользоваться социальными услугами службы занятости, лучше обращаться туда лично, чтобы получить полноценную помощь: пройти консультацию, собеседование, профориентацию, обучение и пр., — говорит она.
В то же время эксперт полагает, что консультации по Skype могут уменьшить поток в самих центрах занятости в условиях увеличения сокращений на предприятиях.
— Чтобы уменьшить очереди, через интернет можно проводить только какие-то первичные консультации, поскольку сама форма общения и возможные технические помехи влияют на объективную оценку соискателя, — сказала Чугунова.
Член комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни Артем Кирьянов считает, что переход на электронный формат общения должен быть добровольным.
— Большинство людей, которые обращаются в службу занятости, имеют профессии средней квалификации — слесарь, электрик, механик, многие из них живут в сельской местности, поэтому часто у них либо нет интернета, либо они не являются активными пользователями ПК. Кажется неправильным использовать критерий, который недоступен рядовому гражданину, — говорит он. — Нельзя забывать об индивидуальной работе с каждым безработным. Использование портала госуслуг и Skype должно быть альтернативой, а не обязательным условием — у гражданина должен быть выбор.
Кирьянов полагает, что измерение времени, проведенного в очереди в службе занятости, может ухудшить качество оказываемых услуг.
— Этот показатель может привести к тому, что будет установлено фиксированное время приема, чтобы сократить время ожидания. Нельзя, чтобы консультация имела временные рамки и длилась, например 5–10 минут, поскольку безработные люди находятся в некоей фрустрации и часто им нужно оказать психологическую помощь, — сказал он.
Эксперт также отметил, что введение формальных признаков выглядит как способ отвлечь внимание от главного критерия эффективности — количества трудоустроенных. По его словам, сегодня 10–20% работающих находятся в зоне риска, то есть могут быть сокращены в связи с тяжелой экономической ситуацией.
По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы в России на ноябрь 2014 года составлял 5,2%. Последние годы этот показатель снижается — так, на начало 2011 года он равнялся 7,8%.
Численность экономически активного населения в ноябре составила 75,5 млн человек (53% от числа населения), из них 71,6 млн человек (94,8%) были заняты в экономике, а 3,9 млн человек (5,2%) были безработными. При этом в службах занятости зарегистрировано 0,8 млн человек, из них 0,7 млн получали пособие. Средний возраст безработного — 36,2 года. Женщины в среднем ищут работу, по данным Росстата, 7,1 месяца, а мужчины — 7,0 месяца.
По итогам 2013 года наименьший уровень безработицы был отмечен в Санкт-Петербурге (1,5%), Москве (1,7%) и Московской области (2,8%). Больше всего незанятых проживает в Северо-Кавказском федеральном округе.
Анна Ивушкина, Анна Змановская