Рынок пропуска магистрального трафика Интернета на северо-западе до недавних пор был сильно фрагментирован. Однако ведущую роль на нем играет дочерняя структура РЖД — «Транстелеком», имеющая свои сети везде, где есть железные дороги. Кроме нее на рынке присутствует несколько десятков российских и иностранных игроков, работающих в основном на локальных рынках, на которых плотность конкуренции и цены на услуги сильно разнятся от региона к региону. В Петербурге 2 Мбит канал стоит порядка 9 тыс. руб. в месяц, тогда как в населенных пунктах на Крайнем Севере эта цифра может увеличиваться в разы.
«Ростелеком» начал активно продвигать свои услуги только в 2007 году, однако за это время успел заключить контракты с более чем 40 интернет-провайдерами на северо-западе, рассказал коммерческий директор северо-западного филиала компании Дмитрий Ипатов. Инвестировать в развитие своих сетей «Ростелекому», который и так уже присутствуют практически во всех населенных пунктах региона, пришлось всего несколько миллионов долларов в течение прошлого года. «Активный маркетинг позволил занять нам по итогам прошлого года 10—15% этого рынка, а в 2008 году мы планируем охватить 25—30% рынка северо-запада», — рассказал Дмитрий Ипатов, пообещав не демпинговать. По его словам, объем рынка пропуска магистрального трафика на северо-западе составляет до 100 млн долл. в год, и таким образом, «Ростелеком» может к концу года претендовать из них на 25—30 млн долл. «Мы уже работаем с «Ростелекомом» и очень довольны сотрудничеством. У нас все время увеличивается объем трафика, и мы предпочитаем покупать трафик сразу у нескольких поставщиков», — поделилась директор санкт-петербургского филиала компании «ВестКолл» Виктория Тихонова.
«У «Ростелекома» на северо-западе очень хорошо развита инфраструктура и канальные мощности, и достичь 25—30% рынка вполне выполнимая для них задача», — полагает Александр Степанов, директор по маркетингу другого всероссийского поставщика магистрального трафика, «РТКомм» (входит в группу компаний Synterra). В то же время прямой конкурент «Ростелекома», «Транстелеком», сомневается в оглашенных планах. «Это специфичный рынок, и на полтора года получить его треть не удастся», — отметил представитель компании, отказавшись обсуждать конкретные планы конкурентов.
Хотя 30% — это слишком амбициозные планы, компания может претендовать на очень серьезную долю рынка в этом году, полагает аналитик «ЮниКредит Атона» Анна Курбатова. Денис Кусков, директор ИАА «Неделя сотовых технологий», прогнозирует к концу года долю «Ростелекома» на этом рынке на уровне 20%, полагая при этом, что его объем — 100 млн долл в год, озвученный Дмитрием Ипатовым — это скорее прогнозные цифры на 2008 год. Виктория Тихонова также полагает, что этот уровень пока не достигнут, однако в целом соглашается с порядком чисел. «У «Ростелекома» и «Транстелекома» вместе должно быть не менее 60—70% рынка магистрального трафика», — считает управляющий партнер компании AC&M Consulting Михаил Алексеев. При этом он полагает, что особые отношения «Ростелекома» с другими дочерними структурами «Связьинвеста», занимающими сильные позиции на северо-западном рынке Интернета, серьезно поможет компании в достижении поставленных целей.
Денис Лебедев