В минувшую пятницу на вопрос "Ъ", не является ли продажа контрактов по цене меньшей, чем количество денег на счету, раздуванием выручки и абонентской базы оператора, господин Шамолин заявил, что его компания никогда этим не занималась. "Мы, конечно, можем раздать миллион SIM-карт, на счету которых будет по сто рублей, но получим убыток", — заявил господин Шамолин. По его словам, ради роста выручки компания не готова жертвовать рентабельностью. Присутствующий на пресс-конференции директор Северо-Западного макрорегиона МТС Иван Золочевский уточнил, что продажа стартовых комплектов по цене ниже номинала не велась ни в этом месяце, ни в прошлом.
Между тем, сразу по окончании пресс-конференции корреспондент "Ъ" смог приобрести за 100 рублей контракт МТС со стартовым балансом в 143,5 рубля. При этом в официальном call-центре МТС даже посоветовали, где именно лучше купить контракт, и добавили, что можно купить и две SIM-карты по 50 рублей, со стартовым балансом по 70 рублей на каждой (запись беседы с оператором call-центра МТС имеется в распоряжении "Ъ"). Как выяснилось, еще с прошлого года различные промо-агентства — партнеры МТС ведут в городе продажу SIM-карт по цене ниже стартового баланса. В частности, сейчас торговля идет в гипермаркетах "Карусель".
Получается, что абонент платит за SIM-карту МТС 100 рублей, а оператор учитывает в своей финотчетности 143,5 рубля — сумму, находящуюся на счету проданного контракта. Это очень похоже на искусственное увеличение выручки. "Действительно, если весь стартовый баланс (в данном случае 143,5 рубля. — "Ъ") будет выговорен, то он будет записан в доход оператора и отразится в выручке", — подтверждает директор петербургского офиса "Вымпелкома" (бренд "Билайн") Алексей Кузнецов. С ним соглашается гендиректор аналитического агенства "Рустелеком" Юрий Брюквин. "Существует множество схем искажения данных в финансовой ?отчетности, все они так или иначе нацелены на завышение выручки, ?прибыли и валюты баланса. Как правило, основной причиной завышения величины доходов является стремление руководства скрыть реальное состояние дел из-за боязни лишиться должности или премий и бонусов", — говорит господин Брюквин.
Между тем, вчера пресс-служба МТС официально сообщила, что господа Золочевский и Шамолин просто неправильно поняли вопрос, заданный на пресс-конференции корреспондентом "Ъ". "МТС не продает комплекты ниже номинала. Акция проводится в Петербурге нашими партнерами-дилерами в рамках развития альтернативных каналов продаж. Скидку в размере 43,50 рублей компенсируют дилеры МТС, при этом МТС получает платеж в полном объеме — 143.50 рублей. Поэтому на рентабельность продаж эта акция влияния не окажет", — сообщила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По ее словам, 43,5 рубля дилер компенсирует за счет расходов на связь подключенного абонента — МТС делится с партнером по принципу revenue sharing (разделение доходов).
Однако участники рынка отмечают, что продажа контрактов по цене ниже стартового баланса привлекает в основном некачественных абонентов, или так называемых "мертвых душ". Поэтому дилер, покупающий у МТС контракт по 143,5 рубля, а продающий его по 100 рублей, может и не вернуть своих денег. "Стимулирование подключений путем "дарения" денег может принести лишь временный успех, причем только в плане наращивания абонентской базы, дохода с подобных абонентов может не быть вовсе", — считает директор ИАА "Неделя сотовых технологий" Денис Кусков. "Для нас такие акции неприемлемы. Мы стремимся привлекать абонентов не кратковременными бонусными программами, а стабильно низкими ценами на услуги связи", — заявила "Ъ" Анастасия Черкасова, директор по продажам "TELE2 Санкт-Петербург". "Мы не прибегаем к искусственному стимулированию роста абонентской базы и заинтересованы в долговременных отношениях с клиентами. Абоненты, привлеченные таким способом (через продажу контракта по цене ниже стартового баланса. — "Ъ") отличаются очень низкой лояльностью и пользуются услугами лишь до тех пор, пока не кончатся деньги на счету", — считает пресс-секретарь ОАО "Мегафон" Марина Белашева.
Мнение участников рынка, что дилеры или промоутерские компании сильно рискуют, оплачивая скидки за свой счет, выглядит оправданным. Ведь, помимо 43,5 рублей в виде скидки, дилер должен оплатить работу промоутера и аренду места под стойку в гипермаркете. По данным "Ъ", сейчас акцию МТС в "Карусели" проводит компания "Рекламные технологии". Связаться с кем-то из руководства этой фирмы "Ъ" вчера не удалось. В офисе "Рекламных технологий" "Ъ" сообщили, что все управленцы находятся в отпуске.
Зато "Ъ" удалось найти другую компанию, которой МТС предлагала сотрудничество — рекламное агенство "Рекламир". "В середине апреля этого года МТС обратилась к нам с предложением продавать SIM-карты со стартовым балансом 143,5 рубля по цене 100 рублей за каждую. Контракты предлагались без какой-либо оплаты с нашей стороны и в неограниченном количестве. При этом из 100 рублей 40 рублей получал промоутер-продавец, 30 рублей — МТС и 30 рублей — "Рекламир"", — сообщила "Ъ" Анна Савченко, менеджер по рекламе РА "Рекламир". По словам госпожи Савченко, "Рекламир" был вынужден отказаться от этого предложения. "Средняя стоимость одного часа работы промоутера составляет около 180 рублей, соответственно за час он должен продать как минимум 5 контрактов МТС, что нереально", — пояснила госпожа Савченко. В то, что кто-то из дилеров покупает контракты МТС по номиналу, а скидку абонентам предоставляет за свой счет, в "Рекламире" не верят.
Борис Горлин, Влада Гасникова