Новый логистический центр автоматизируется

В конце августа начала работу вторая очередь логистического терминала петербургского представительства международной компании Ahlers. Терминал расположен в Ломоносовском районе Ленинградской области (недалеко от поселка Горелово). Для компании, работающей в Северо-Западном регионе с 1993 года, строительство терминала означает также усложнение и развитие новых составляющих ИТ-инфраструктуры. Локальная сеть и системы связи на терминале в Горелово будут расширяться параллельно запуску новых очередей строительства. Также ведется внедрение голландской WMS-системы Chainware, которая в перспективе может стать корпоративным стандартом мирового Ahlers.

ЗАО «Алерс Санкт-Петербург» работает на региональном рынке транспортных услуг с 1993 года и входит в группу компаний Ahlers International, которая имеет порядка 50 собственных офисов в различных странах и головной офис в городе Антверпен (Бельгия). Компания предлагает своим клиентам услуги в сфере транспортировки груза различными видами транспорта, осуществляет таможенное оформление груза и фокусируется последнее время на предоставлении полного комплекса логистических услуг, включая складские операции и дистрибьюцию.

Изначально представительство компании в Петербурге в составе нескольких сотрудников занималось обслуживанием двух торговых судов, которые регулярно прибывали в городской порт. Затем в компетенцию представительства были переданы функции внутрипортового экспедирования, морских и автомобильных перевозок, таможенного оформления (последнее – с 1998 года). В 1996 году компанией были арендованы первые склады, используя которые, Ahlers выступала как посредник. В 1998 году на арендованных площадях компанией был развернут первый склад с использованием собственных технических и человеческих ресурсов. Всего до запуска собственного терминала было арендовано до 12 тыс. кв. метров складских помещений. На данный момент штат представительства составляет около 100 человек, из них половина – складские работники. Представительство помимо вновь отстроенного складского комплекса располагает центральным офисом на Краснопутиловской улице и еще несколькими офисными точками в местах наиболее оживленного грузопотока.

В 2001 году компания приступила к проектно-изыскательным работам по строительству собственного логистического терминала. К концу 2005 года были сданы в эксплуатацию первые 11 тыс. кв. метров складских площадей. В декабре будет запущен второй складской блок (13 тыс. кв.м.). С момента начала реализации проекта компания инвестировала в новое строительство около $28 млн. В финале компания планирует построить шесть складских модулей общей площадью 75 тыс. кв. метров с полной инфраструктурой, необходимой для обеспечения качественного уровня проведения комплексных логистических операций. Кроме того, 4 га будет использовано для грузов, не требующих закрытого хранения. Кроме того, сейчас действует и переоборудованный старый склад площадью 2,5 га, где также пока располагаются офисные помещения. Ahlers также владеет собственными терминалами в Бельгии (Гент), на Украине (Харьков и Одесса), в Китае (Шанхай) и Индонезии (Семаранг).

Комплекс удачно расположен относительно основных объектов транспортной инфраструктуры – морского порта и аэропорта (не более 15 км) - и рядом с основными транспортными магистралями (пересечение Таллинского и Волхонского шоссе – место соединения транспортной развязки с КАД). Немаловажным фактором при выборе участка являлось обеспечение его инженерными сетями. Кроме того, здесь проходит граница между городом и областью. Ahlers будет строить на территории Ленобласти, где, как известно, инвесторов привлекают налоговыми льготами. В этой зоне расположены такие компании, как «Филип Моррис», «Кресс-Нева», складские услуги предлагают компании «Моно-Балт», «Внештрансавиа».

До последнего момента ИТ-инфраструктура «Алерс Санкт Петербург» была представлена небольшим машинным парком в центральном офисе, объединенным в локальную сеть с другими офисными помещениями. Администрирование сети велось удаленно – ИТ-службой представительства компании Ahlers в Риге (на тот момент более крупного). Собственное развитие информационных технологий петербургского офиса Ahlers началось с появлением в компании своего ИТ-специалиста в 2002 году.

Работа службы ИТ ведется сразу в нескольких направлениях, в первую очередь – над развитием информационных систем. В 2002 году началось внедрение бухгалтерской программы «Монолит Инфо» (она была выбрана, так как поддерживала многовалютный учет, актуальный для международного логистического оператора, напомним, что крупнейший пользователь «Монолит Инфо» - пивоваренный холдинг «Балтика»). В функционал «Монолита» входят бухгалтерия, расчет заработной платы и учет персонала. ИТ-специалистами «Алерс Санкт-Петербург» также на протяжение последних лет велась разработка самописной WMS-системы под рабочим названием Store, которая должна была в итоге автоматизировать все складские процессы: от учета и размещения товаров до заявок и отгрузки.До внедрения WMS на всех арендованных складах использовался бумажный документооборот.

Однако в скором времени на смену ей придет программа Chainware производства голландской компании Interchain. Она выбрана в качестве корпоративного стандарта Ahlers, параллельное внедрение этой системы ведется на другом терминале компании, в бельгийском Генте. Это также новый терминал, который работает с 2000 года, его общая площадь составит порядка 24 тыс. кв. метров. При этом, как отмечают специалисты петербургского Ahlers, параллельное использование двух программ не возможно, так как у каждой своя логика работы.

ПО Chainware - классическая WMS–система, она пользуется популярностью в Голландии, Германии и Бельгии. Примечательно, что ее параллельное внедрение в России и Бельгии – первый опыт Ahlers. При выборе корпоративной системы был проведен тендер, в котором также приняли участие компании DCS и Catlogics. До внедрения Chainware в качестве корпоративного стандарта внутри компании также продвигалась система Bevex от Organi, но, в частности, в петербургском представительстве ее возможности использовались очень узко, и в итоге система была отвергнута. Что касается инвестиций во внедрение Chainware, то их объем не известен, так как закупка ПО производилась центральным офисом компании.

Локализация бельгийского ПО ведется силами местного ИТ-департамента (в него входит четыре сотрудника) и приглашенного специалиста из головного офиса Ahlers. Сейчас ведется тестовая эксплуатация Chainware с параллельным обучением пользователей. Пока это 4 оператора, но в перспективе система будет работать на всех шести подразделениях терминала и иметь около 20 пользователей. Окончательный переход на Chainware, скорее всего, будет осуществлен через месяц. Кроме того, разрабатывается возможность объединения Chainware с «Монолитом» с тем, чтобы получать общие данные для отчетности и анализа. Сложность здесь заключается в том, что Chainware написана на Java под платформу Linux, что является нехарактерным сочетанием для отечественных электронных систем. Однако в этом есть преимущество: Java позволяет с легкостью интегрировать систему с мобильными устройствами.

Услуги телефонии и передачи данных «Алерс Санкт-Петербург» предоставляет оператор «Голден Телеком», поставщиком компьютерного и телекоммуникационного оборудования является компания «Вист». Кроме того, сейчас для складского персонала организуется система связи на базе беспроводной технологии Wi-Fi. Она будет обеспечивать передачу данных для терминалов Symbol, которые предназначены для чтения штрих-кодов и связи с системой WMS. Пока организованы 2 хот-спота на первом действующем складе, а в итоге в шести складах их будет 36. Услуги по организации хот-спота и поставку оборудования для него обеспечило официальное представительство Symbol в Петербурге – компания «Пилот». Сейчас система штрих-кодирования запущена в тестовую эксплуатацию. Известно также, что все складские комплексы будут объединены в локальную сеть, в которую будут включены порядка 30-40 рабочих мест, для которых будет закуплено лицензионное ПО от компании Microsoft.

Рубрики: Интеграция, Оборудование, ПО, Финансы