Вместо разрешения

Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи провел в первом чтении федеральный закон "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О связи". Вносимые изменения касаются экспертизы проектной документации. Законопроект предлагает заменить разрешительный принцип эксплуатации сооружений связи на регистрационный. По мнению экспертов, упростит ли введение регистрационного принципа жизнь операторам будет зависеть не столько от текста статьи 46 закона "О связи", сколько от подзаконных актов, которые еще предстоит принять Правительству РФ.

Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы в апреле 2006 г. депутатами Владимиром Горбачевым и Валентиной Ивановой. Внесенные в статью 46 закона "О связи" поправки обяжут операторов связи использовать для предоставления услуг только зарегистрированные сети. Причем порядок регистрации сетей будет устанавливаться  Правительством РФ. Кроме того, проект федерального закона вводит экспертизу проектной документации на сети связи. В настоящее время законодательством регламентируется оценка соответствия проектной документации в форме государственной экспертизы лишь на объект капитального строительства, оценка же документации на соответствие требованиям в области связи не предусмотрена.

По мнению главы комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимира Горбачева, изменения направлены на обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования посредством регистрации сетей связи и оценки соответствия установленным требованиям проектной документации на сети связи. Владимир Горбачев отмечает, что регистрационный принцип призван устранить административные барьеры, сократить время и затраты операторов связи.

Заместитель директора департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Александр Паршуков замечает: "Внесение изменений в статьи федерального закона "О связи" нацелены на совершенствование правового поля и создание благоприятных условий для развития отрасли в целом".

Аналитик J'Son&Partners Борис Овчинников отмечает, что этими изменениями декларируется переход на заявительную форму регулирования отрасли. Однако, по мнению аналитика, суть изменений кроется в деталях, которые будут прописаны в подзаконных актах. "Даже в рамках уведомительного принципа возможна зарегулированность, вопрос в том, как этот принцип будет реализован на практике", - сказал Борис Овчинников. Кроме того, аналитик высказал опасение, что в связи с тем, что подзаконные акты сейчас не проработаны, может возникнуть правовой вакуум, из-за которого сооружения связи какое-то время не будут регистрироваться. Что в свою очередь может иметь серьезные последствия, ведь по данным Мининформсвязи, ежегодно вводится в эксплуатацию более 11 тыс. новых сооружений связи и не менее 5 тыс. расширяются и реконструируются.

"В законодательстве уже есть барьеры, которые предотвращают появление сетей и сооружений связи, способных нарушить целостность и устойчивость функционирования сети связи общего пользования, - говорит аналитик ComNews Research Наталья Аристова. Существующих механизмов контроля операторов достаточно. Так, правила ввода в эксплуатацию сооружений связи (утверждены приказом N113 Минсвязи от 9 сентября 2002 г.), а также инструкция по работе органов госнадзора при вводе в эксплуатацию сооружений связи (утверждена приказом N3 Минсвязи от 16 января 2003 года) определяют требования и условия при построении сети. И только при их соблюдении оператор может получить разрешение на эксплуатацию своего нового сооружения".

Стоит заметить, что разрешение на строительство сетей связи возможно при условии использования сертифицированного оборудования. Сертификация оборудования в свою очередь жестко регламентируется государством. В тоже время, председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов, признает, что действительная ситуация на рынке будет зависеть от того, каким образом будет регламентировано оформление разрешений. Однако отмечает несомненно позитивное значение вносимых в закон "О связи" изменений. "Наконец деятельность "Россвязьнадзора" будет регламентирована в законодательном порядке. Ведь разрешительный порядок установлен в России не федеральным законом, а Приказом Мининформсвязи №113", - считает Антон Богатов.

Стоит напомнить, что 12 сентября 2006 г. Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел гражданское дело по заявлению ООО "ПроектСтройКомплекс" о признании несоответствующими действующему законодательству Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.2002 № 113 и принял решение отказать в удовлетворении заявления ООО "ПроектСтройКомплекс". Кстати, что станет с приказом после внесения изменения в закон "О связи" пока не вполне ясно. Однако можно сказать с уверенностью, что Порядок регистрации объектов связи и Порядок аккредитации органов проводящих экспертизу проектной документации (которые должно принять Правительство РФ) придется разрабатывать Мининформсвязи. Причем, чтобы отрасль не "замерла", делать это придется в сжатые сроки.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: