Сергей Полунин («Газинформсервис»): «Если речь идет о массовом обучении, то без автоматизации сегодня уже не обойтись»

Сергей Полунин («Газинформсервис»)
В компании «Газинформсервис» автоматизировано обучение по многим аспектам. Особенно эффективно решение по обучению новых сотрудников. Эксперты внутри компании создают курсы для своих коллег, чтобы делиться экспертизой. Такие курсы можно модифицировать на ходу под потребности бизнеса. Об этом рассказывает руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин.

«Газинформсервис» ведет разработку ПАКа для обеспечения безопасного доступа в сеть Интернет. Продукт будет востребован в компаниях, которые предъявляют высокие требования к защите коммерческой тайны, но при этом вынуждены работать с ресурсами Интернета. Об этом рассказывает главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников (см. интервью раздела «Газинформсервис» от 19 февраля 2024 г.).

– Сергей, почему стало важным автоматизировать процесс обучения, какие новые возможности это открывает? Можно ли обойтись совсем без такой автоматизации и в каких случаях?

– Со временем обнаружилось, что традиционные методы обучения, вроде учебных курсов или семинаров, хоть и работают по каким-то отдельным направлениям, но зачастую страдают от отсутствия индивидуального подхода. Лекции могут быть перегружены ненужной информацией, а такой классный способ, как менторство или наставничество, слишком зависит от навыков и знаний конкретного ментора. Автоматизация как раз позволяет решить эти задачи и подстроить обучение под конкретного человека, структурировать данные, которые получает сотрудник, и отслеживать его прогресс на всем этапе обучения. Обойтись без автоматизации можно, особенно если речь про какие-то уникальные компетенции, которые сложно формализовать в рамках учебного процесса. Однако если речь идет о массовом обучении, то без автоматизации сегодня уже не обойтись.

 

Руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин

Руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин.
Фото предоставлено компанией «Газинформсервис»

 

– Расскажите о наиболее интересных и востребованных технологиях и инструментах автоматизации обучения.

«Газинформсервис» использует CRM-системы для решения таких задач, как систематизация и накопление данных о клиентах и сделках, оценка эффективности каналов коммуникаций, минимизация связанных с человеческим фактором рисков, актуализация состояния продуктового портфеля и услуг. Об этом рассказывает главный специалист по маркетингу компании «Газинформсервис» Юрий Пашкевич (см. интервью раздела «Газинформсервис» от 23 ноября 2023 г.).

– Какие-то конкретные инструменты рекламировать не хочется, но можно выделить несколько классов таких решений. Во-первых, это системы управления обучением, так называемые LMS. Они как раз позволяют систематизировать все материалы, весь учебный контент, а также управлять и отслеживать предоставление курсов. Есть так называемые платформы eLearning, которые представляют курсы и материалы по конкретным продуктам, как правило, от самих авторов этих продуктов. И еще можно отметить просто онлайн-библиотеки, которые являются коллекциями различных курсов по всевозможным тематикам. Причем такие библиотеки часто работают по модели подписки, когда за какую-то фиксированную сумму в месяц или в год человек получает полный доступ ко всем материалам.

– Приведите, пожалуйста, примеры таких проектов - из практики вашей компании, ваших клиентов, коллег по рынку.

– Мы в компании автоматизировали обучение по многим аспектам. Особенно эффективно получилось решение по обучению новых сотрудников. У нас крупная компания со своей спецификой и очень здорово, что новички вливаются в рабочий процесс заметно быстрее, чем раньше. Кроме этого, мы работаем с экспертами внутри компании и мотивируем их создавать курсы для своих коллег, чтобы делиться экспертизой. Такие курсы можно модифицировать на ходу под потребности бизнеса.

– Какие еще участки образовательной деятельности могут быть автоматизированы в ближайшем будущем, для чего это нужно?

«Газинформсервис» тестирует большое количество различного программного обеспечения для решения задач информационной безопасности. Зачастую интегратор берет на тестирование продукты на разных этапах разработки и даже влияет на развитие продуктов, чтобы предлагать заказчикам качественные комплексные решения в будущем. О системах обеспечения комплексной безопасности рассказывает руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин (см. интервью раздела «Газинформсервис» от 17 ноября 2023 г.).

– Очень интересно устроено обучение в сферах, к которым раньше было просто сложно подступиться. Например, обучение сотрудников организации основам кибербезопасности раньше не шло дальше демонстрации каких-то слайдов или бесед о необходимости менять пароли. Сегодня это полноценные тренажеры, где пользователей учат выявлять фишинговые письма, подозрительные файлы и тому подобное. Более того, за обучением может последовать проверка знаний, которая будет бесшовно вплетена в рабочий процесс, когда пользователь получит подозрительное письмо, а система обучения будет отслеживать реакцию пользователя.

– Идеально автоматизированный образовательный процесс - что это, какие компоненты он может включать?

– Идеальный автоматизированный образовательный процесс – это такой процесс, который сам подстраивается под уровень компетенций обучаемого. Вряд ли кто-то приступает к изучению языков программирования или сетевых технологий, не имея вообще никаких представлений о них. Поэтому в идеале надо не тратить время на то, что и так известно, а фокусироваться на новом материале, при этом постоянно проверяя, как усвоен уже пройденный материал. Удобно, когда в процесс обучения органично вплетено различное тестирование знаний и мотивация для студента продолжать обучение.

– Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Кадры

Ключевые слова: обучение, кадры, Газинформсервис