Разными путями. Настырная Ultra Electronics идет на Северо-Запад

Компания Ultra Electronics, один из крупнейших игроков на рынке продаж компьютерного оборудования, в ближайшее время откроет в Петербурге новый магазин, который будет значительно отличаться от существующей розничной точки – дискаунтера. Кроме того, в Сосновом Бору недавно открылся салон под этой маркой – этот шаг был сделан в рамках общефедеральной программы Ultra Electronics по развитию своей франчайзинговой сети. В ее рамках в СЗФО до конца года появится еще два магазина с этим брендом. Также компания намерена активно развивать здесь и свое оптовое направление.

Компания Ultra Electronics («Ультра Электроник АГ Рус») была образована 5 лет назад в Москве (ранее компания называлась Ultra Cоmputers). Исторически фирма занималась продажей компьютеров и комплектующих и занимала небольшое помещение в московском торговом центре «Коломенский», на самом старте коллектив состоял из 2 человек. Сейчас этот ТЦ (около 10 тыс. кв. м.) полностью принадлежит компании, в нем расположены офисные помещения, склад и магазин. Кроме того, в Москве у Ultra открыт еще один, меньший по площади, магазин – на севере столицы («Отрадное»). В 2004 году был открыт магазин в Петербурге на улице Возрождения рядом со станцией метро «Кировский завод» (см. выпуск новостей от 16 июня 2006 г.), который стал третьей и на данный момент последней собственной розничной точкой. Кроме того, в этом же помещении расположен локальный склад и отдел оптовых продаж и доставки. Несмотря на наличие складских помещений в Северной столице, доставки оптовых партий товара осуществляются из центрального оптового терминала в городе Дзержинский Московской области. Работа розничных магазинов построена по принципу полуоптового супермаркета: покупатель с помощью специального электронного терминала благодаря системе подсказок выбирает товар, который после оплаты доставляется со склада. Основным конкурентом на местном рынком для Ultra выступил «РиК», работающий в том же формате, который, по оценкам наблюдателей, после появления столичного игрока в своем сегменте, значительно снизил обороты. Это объясняется тем, что основные покупатели у таких компаний относятся к профессиональной аудитории.

Два года назад компания провела ребрендинг - изменилось название, кроме того, был расширен ассортимент товаров: кроме компьютеров и комплектующих в сферу интересов Ultra Electronics сейчас входит бытовая техника и электроника, в будущем планируется больше внимания уделять производству компьютеров и серверов (в том числе и еще под одним собственным брендом «Фронт ПК»). Также у компании есть собственное логистическое подразделение. Партнерская сеть в России и ближнем зарубежье насчитывает порядка 2 тыс. постоянных реселлеров. По словам представителей компании, последние 2 года рост оборота компании составлял 100 % в год, по итогам 2005 года он составил $650 млн. В планах на 2006 год - увеличить этот показатель до $900 млн. Особенность бизнеса этого торговца в том, что около 30 % от оборота составляют интернет-продажи через собственный сайт компании.

Отметим, что последнее время на рынке существует тенденция взаимного проникновения сегментов продаж компьютеров и бытовой техники и электроники. Однако в основном происходит обратный процесс: игроки рынка бытовой электроники начинают экспансию в область продаж компьютеров и комплектующих - такая политика уже позволила им занять до 15 % этого рынка в Северной столице. Ставку на компьютерный сегмент делают такие компании, как «Телемакс», «М.Видео», «Техносила», «Эксперт», «Эльдорадо» и др., которые проводят активную рекламную политику в этой области (см., например, выпуск новостей от 5 сентября 2005 г.). Свое место в этом сегменте собирается занять и сеть «Техношок» (см. выпуск новостей от 13 октября 2006 г.).

На прошлой неделе Ultra Electronics провела в Петербурге этап своего первого роуд-шоу – четвертый в федеральном проекте под названием «По городам России вместе с Ultra Electronics»: ранее подобные мероприятия уже были проведены в Самаре (22 августа), Казани (31 августа) и Нижнем Новгороде (14 сентября). Следующие остановки роуд-шоу – Ростов-на-Дону, Волгоград, Воронеж и Краснодар. Цель этих акций – развитие партнерских каналов, налаживание связи и более тесное взаимодействие с региональными реселлерами. В рамках мероприятия на Северо-Западе прошли партнерская конференция, на которой присутствовали представители компаний 3Com, ATI, Foxconn, Intel, Microsoft, ViewSonic и «Фронт ПК». В мероприятии участвовали около 150 представителей ИТ-компаний СЗФО из Петербурга, Республик Коми и Карелия, Мурманской, Вологодской, Новгородской, Архангельской и Ленинградской областей.

На пресс-конференции директор по развитию Ultra Electronics Сергей Суворов рассказал о планируемом на ближайшую зиму открытии в Северной столице второго магазина компании. Площадь его составит ориентировочно около 10 тыс. кв. м, однако численность персонала по сравнению с уже существующим в Петербурге филиалом будет сокращена примерно вдвое – такие изменения связаны с намерением использовать другой принцип продаж (на улице Возрождения работает около 200 человек). По словам Сергея Суворова, это будет супермаркет самообслуживания (cash&carry), в котором исчезнет деление на торговую и складскую зоны, что позволит клиентам увидеть и «пощупать» конкретный товар. При этом вышеописанные терминалы сохранятся. По словам работников компании, для продвижения нового филиала на рынке будут использованы стандартные приемы: наружная реклама, реклама в Интернете, на радио и телевидении. Открытие второго магазина в Петербурге связано с тем, что Северо-Западный Федеральный округ – наиболее динамичный и быстрорастущий регион присутствия Ultra Electronics. «Если по России наблюдается от 80 до 100 % прироста оборота компании в год, то в Петербурге этот показатель достигает 150 %», - отметил Сергей Суворов.

Напомним, что Ultra Electronics – не первая столичная торговая сеть, которая расширяет свое присутствие в Петербурге. Так, недавно в Северной столице открылся магазин компании «Белый ветер», а до конца года планируется открыть еще 4 точки продаж (см. выпуск новостей от 9 октября 2006 г.). В 2003 году свои магазины здесь открыла федеральная розничная сеть Polaris (см. выпуск новостей от 15 мая 2006 г.). Сейчас она располагает пятью магазинами, по большей части также размещенными в торговых центрах (в частности, «Пик» на Сенной площади, «Норд» на пр. Просвещения).

Кроме того, компания Ultra Electronics анонсировала создание франчайзинговой сети. Как рассказали представители руководства, на данный момент в России существует ряд магазинов, которые незаконно используют бренд Ultra Electronics. Для легализации таких случаев и был разработан новый бренд Ultra Connect. Франчайзи будут иметь возможность использования технологии продаж и логистических ресурсов компании. Уже 5 магазинов в регионах работают под маркой Ultra Connect: в Воронеже, Нижневартовске, Смоленске, Стерлитамаке и Сосновом Бору (Ленинградская область). На днях новая точка начала работу в Волгограде. До конца года на Северо-Западе планируется заключить договор франчайзинга еще с двумя компаниями. Персонал франчайзиноговых компаний Ultra Electronics планирует обучать самостоятельно: в рамках этой программы в Москве уже были проведены 2 тренинга.

Местные – петербургские – компьютерные торговые сети также уделяют большое внимание своему развитию в регионах, однако они предпочитают открывать собственные магазины, а не заключать договоры франчайзинга. Так, «Компьютер-центр «Кей» выбрал для старта региональной программы Великий Новгород (см. выпуск новостей от 14 декабря 2004 г.), а также представлен в Воронеже и Череповце (см. выпуск новостей от 20 марта 2006 г.). «РиМ» в свое время приступил к реализации проекта в Вологде (см. выпуск новостей от 5 сентября 2006 г.), а «Компьютерный мир» присутствует в Вологде и Пскове, в Череповце и Архангельске.

Рубрики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети, Финансы