Компьютерный рынок опутывают сети. Бытовой электроники

Петербургские сети бытовой электроники все активнее работают на рынке компьютерной розницы – сейчас в городе проходит сразу несколько масштабных рекламных акций таких компаний. К концу этого года, по оценкам экспертов, доля сетей бытовой электроники на петербургском рынке компьютерной техники составит 10%, а в будущем они смогут составить конкуренцию и крупным профильным игрокам.

Напомним, что массовый выход сетей бытовой электроники на петербургский рынок началось более пяти лет назад. В настоящий момент на этом рынке присутствуют, как местные компании, стартовавшие непосредственно в Петербурге и лишь затем вышедшие на столичный рынок («Телемакс», «Техношок»), так и крупные московские и федеральные сети, такие как «М.Видео» и «Эльдорадо». Около двух-трех лет назад эти сети начали развивать компьютерное направление; этот процесс в местных сетях стимулировала активизация в Северной столице московских игроков – в первопрестольной существенная часть компьютерного розничного рынка приходится на магазины бытовой электроники.

Такие компании основную ставку делают на «коробочные» решения», поэтому текущие ассортименты отделов компьютерной техники каждой из сетей бытовой электорники, как правило, не сильно отличаются друг от друга. В первую очередь это системные блоки, мониторы, принтеры, сканеры, копиры, многофункциональные устройства, а также цифровая и портативная техника. В частности, в петербургской сети компании «М.Видео», которая вышла на петербургский рынок около пяти лет назад, используется матричный подход к распределению продукции по торговой площади, когда одновременно на прилавках находится определенное количество техники определенных брендов. Таким образом, для покупателя облегчается поиск продукции. При этом продуктовая линейка в петербургском «М.Видео» практически не менялась со времени открытия первого магазина. Среди партнеров-сборщиков сети такие компании как Depo, «Эксимер», «К-Системс» и другие. Сейчас «М.Видео» проводит рекламную кампанию продукции «Эксимер», она приурочена к сентябрю, и в ее рамках модели ПК предлагаются по сниженным ценам. Каналы рекламы у «М.Видео» для подобных акций достаточно стандартны: это реклама на телевидении, радио (в том числе через собственную радиотрансляционную сеть), в прессе и т.д. Перспективы развития направления компьютерной техники в деятельности компании связываются, как правило, с открытием новых торговых площадей. В настоящее время вновь открывающиеся магазины «М.Видео» имеют площадь не менее 3 тыс. кв. м. До конца нынешнего года компания предполагает открыть несколько новых магазинов – в Купчино, на Пулковском шоссе и в районе проспекта Просвещения. Политика компании предусматривает сохранение доли компьютерной и цифровой техники в районе 30-35% оборота сети, вне зависимости от динамики его роста. Еще один крупный столичный игрок – сеть «Эльдорадо» - начал торговать компьютерной техникой вместе с выходом на рынок. В настоящее время его магазины предлагают широкий спектр известных брендов компьютерной техники, включая такие марки как Samsung, Philips, Sony, LG и т.д. К сентябрю сеть запустила рекламное предложение «Классное», в рамках которого сеть продвигает готовое решение на базе процессора Athlon или Pentium IV.

Исконно петербургские компании стараются от своих конкурентов. В компании «Телемакс» компьютерные отделы были открыты в июле 2003 года в 5 существовавших тогда магазинах. Тогда ассортимент состоял из готовых компьютеров, мониторов, принтеров, сканеров и периферийного оборудования. В настоящее время этот ассортимент существенно расширении включает ноутбуки и аксессуары к ним, цифровые фото- и видеокамеры, цифровые аудиоустройства, расходные материалы. За прошедшее с момента открытия компьютерных отделов время, сеть «Телемакса» увеличилась с 5 до 13 магазинов, один из которых открылся недавно в Москве. При этом за последний год объемы продаж компьютерных отделов увеличились почти в три раза и к настоящему времени достигли 17% от общего оборота сети. В компании «Телемакс» отметили, что в последнее время существенно возрос интерес покупателей к ноутбукам. Специалисты компании связывают это со снижением цен на эту продукцию, ростом возможностей ноутбуков, а также портативностью этих устройств. Именно с ноутбуками связаны текущие акции сети. Кроме того, покупателям предлагается по сниженной цене комплекс, объединяющий современный компьютер, жидкокристаллический монитор с диагональю 15 дюймов, клавиатуру, аналог мыши, колонки, источник бесперебойного питания и DVD-проигрыватель.

Как рассказали в компании «Телемакс», одной из тенденций настоящего времени, наряду с быстрым развитием и совершенствованием разнообразных цифровых устройств, является сращивание функций бытовой и компьютерной техники. С этим, в частности, связано появление мультимедиа-центров, объединяющих компьютер с телевизором, аудио-комплексом, DVD-проигрывателем, игровой приставкой и тому подобное. «На рынок выходят такие экзотические пока устройства, как холодильник с выходом в Интернет. Мир быстро движется к тому, что сейчас принято называть «цифровым домом»», - отмечает менеджер направления «Компьютерная техника» сети магазинов «Телемакс» Андрей Аграновский, - «Поэтому мы ожидаем, что доля компьютерного и смежных с ним направлений в ближайшие 2-3 года достигнет в обороте наших супермаркетов электроники 25% оборота. Так что мы готовимся к адекватному расширению существующих компьютерных отделов».

В другой петербургской сети - "Техношок" - первые ПК появились также в 2003 году. Тогда ассортимент был представлен системными блоками, мониторами и несколькими моделями принтеров и копиров. На сегодняшний день в магазинах сети "Техношок" представлена вся линейка компьютерной техники. По словам представителей сети, одно из самых динамично развивающихся направлений – портативная техника, включая ноутбуки. Специально к сентябрю в сети магазинов «Техношок» была подготовлена рекламная кампания "Готовые компьютеры". Она стартовала 20 августа, и заключается в предложении двух готовых компьютерных комплексов, включая предустановленную операционную систему, которые позиционируются для школьников и студентов. В подарок покупатели таких комплексов в сети "Техношок" получают принтер. Для распространения информации о рекламной акции были задействованы основные медианосители: телевидение, радио, наружная реклама в городе и в метро, а также собственная газета сети "Техношок", которая выпускается тиражом в один миллион экземпляров. «Спрос на компьютеры высок, и данный рынок очень перспективен для сетей бытовой техники», - говорит PR-менеджер компании «Симтекст», владельца торговой марки «Техношок», Мария Дорогова, - «Что касается цифр, мы сначала хотим подвести итоги еще идущей рекламной кампании, но уже можно сказать, что объемы продаж увеличились в разы. В наших планах - увеличение ассортимента сети».

Как считают аналитики, сети бытовой электроники будут занимать все большую часть на рынке компьютерной розницы. В частности, как сообщил директор по маркетингу компании «ЛАНК», одного из ведущих дистрибьюторов в регионе, Федор Панцеров, бытовые сети демонстрируют уверенный рост по закупкам компьютерной техники, и в будущем совокупная доля сетей бытовой электроники может сравниться с крупнейшими сетями специализированных компьютерных магазинов, которые сейчас уверенно лидируют на местном рынке. «Сети бытовой электроники вполне могут отъесть часть рынка у крупных игроков, хотя по масштабам они вряд ли смогут сравниться с ними. Однако вполне возможно, что в будущем активизация новых игроков вызовет уход небольших компьютерных компаний», - резюмирует Федор Панцеров.

Автор: Алексей Колянов.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: