Сотовые подключения: золотая осень в Петербурге

Несмотря на то, что уровень проникновения сотовой связи в России достиг рубежа в 100 % в конце лета 2006 года, с началом осени количество абонентов продолжило расти, пусть и не столь впечатляющими темпами, как раньше. В локальных - петербургских – масштабах продолжилось некоторое перераспределение долей рынка и выдвижение за счет высокого уровня новых подключений и чистого прироста недавнего аутсайдера – оператора Теле2.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в сентябре 2006 г. достигло 146,880 млн, увеличившись на 1,745 млн с августа 2006 года. Напомним, что прирост в августе составил 2,065 млн, а в июле - 2,850 млн. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в сентябре до 101,2 % против 100 % в августе и 98,5 % в июле. Таким образом, рост постепенно замедляется – в августе он составил 1,5 %, а в предыдущие три месяца, по данным AC&M Consulting, проникновение росло равными темпами - по 1,9 % в месяц.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец сентября составил 25,866 млн и 8,539 млн соответственно (на конец августа - 25,623 млн и 8,439 млн пользователей соответственно), а проникновение составило 152,3 % (Москва) и 134,7 % (Петербург) (показатели августа – 150,9 % и 133,1 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 324 тыс., а в Петербурге – 100 тыс. пользователей. Московский показатель чистого прироста – ниже августовского на 81 тыс., а петербургский – на 67 тыс.

В сентябре чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: «МегаФону» достались 35,7 %, МТС 23 %, «ВымпелКом» занял 9,3 % прироста общей абонентской базы, а остальным операторам остались 32 %. Отметим, что здесь сохранилась тенденция предыдущего месяца в плане мест игроков в «общем зачете» - «МегаФон» и региональные операторы в августе также были лидерами, а «ВымпелКом» замыкал список.

В итоге к концу сентября абонентская база операторов «большой тройки» в России насчитывала (по данным AC&M Consulting, в скобках даны показатели августа): МТС вплотную приблизились к круглой цифре – количество их абонентов по России составляет 49,990 млн (49,589 млн), «ВымпелКом» - 47,651 млн (47,499 млн), «МегаФон» - 28,070 млн (27,448 млн). Рынок России в сентябре оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,1 % (доля по сравнению с августом снизилась на 0,1 %), «ВымпелКом» контролирует 32,4 % (уменьшение доли на 0,3 %), «МегаФон» занимает 19,1 % (рост на 0,2 %), остальные операторы владеют 14,4 % (увеличение доли на 0,2 %). Таким образом, тенденция, оформившаяся еще летом, продолжается - уже не первый месяц рост по этому показателю демонстрируют «МегаФон» и региональные операторы.

В Петербурге в сентябре чистый прирост абонентской базы составил 100 тыс. пользователей, и на сей раз первое место занял «ВымпелКом» - 32,9 %, второе место у Теле2 с 31,2 %, затем следуют МТС с 28,6 %. «МегаФон Северо-Запад» получил 6,5 %, а «Скай Линк» - 0,8 % от числа общего прироста.

Доли петербургского рынка в результате распределились в сентябре так: «МегаФон» занимает 35,4 % (потеря 0,4 % по сравнению с августом), МТС владеет 31,5 % (потеря 0,1 %), «Билайн» - 23,2 % (рост на 0,1 %), Теле2 – 7,7 % (улучшение позиций на 0,4 %), «Скай Линк» - 2,2 % (без изменений).

Количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленобласти в сентябре по оценкам spbIT.ru составляет около 250 тыс. стартовых пакетов, что несколько меньше результатов прошлого месяца. Напомним, что августовский показатель равнялся 260 тыс.

На первом месте среди дилеров по итогам сентября (по данным spbIT.ru) находится "Ультра" с 47 тыс. проданных контрактов. На втором месте оказался бывший лидер "Евросеть" с 46 тыс., а на третьем - «Связной» - эта сеть реализовала 45 тыс. стартовых пакетов. «Телефорум» показал уровень продаж в 34 тыс., «Диксис» - 23 тыс. а «Цифроград» - 20 тыс.

При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в сентябре вновь стал «Билайн» - к нему подключилось порядка 32 % новых абонентов. На втором месте – Теле2 с 24 %, затем следуют МТС с 21,7 %, «МегаФон» получил 21,2 %, а «Скай Линк» – 1,1 %. Эти данные - не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов.

В сентябре был отмечен заметный спад маркетинговой активности операторов и дилеров даже по сравнению с августом. Интересно, что вся имевшая место в первом осеннем месяце активность была сосредоточена в начале или в конце месяца. Кроме того, инициативы операторов отличала корпоративная направленность.

Так, еще в августе стало известно, что с начала сентября сеть «Скай Линк Петербург» запустит новый тарифный план «Мобильный абонемент» и изменит параметры группы «Мобильная безлимитка» с федеральной нумерацией - эти тарифы теперь называются «Мобильная тысяча». Главное отличие новых предложений – на них был введен бонус в размере 0,4 рубля за каждую полную входящую минуту: как с мобильных, так и фиксированных номеров (за исключением звонков внутри сети «Скай Линк Петербург», (см. выпуск новостей от 21 августа 2006 г.).

С началом осени оператор «МегаФон» вывел на рынок единое предложение для корпоративных клиентов – «Фирменный тариф плюс Персональный тюнинг». Эта инициатива представляет собой «конструктор» мобильных услуг и призвана создавать тарифы, отвечающие индивидуальным требованиям компании и ее сотрудников. Одновременно «МегаФон Северо-Запад» в рамках указанного федерального предложения предложил вниманию корпоративных клиентов новый тарифный план «Фирменный универсальный» и дополнительную услугу «Скидка на трафик» (см. выпуск новостей от 5 сентября 2006 г.).

На следующий день МТС объявили о запуске в макрорегионе Северо-Запад и по всей России тарифа Red, ориентированного на молодежную аудиторию. Ключевые параметры тарифа включают в себя плату за минуту разговора с абонентами Red Петербурга и Ленобласти - $0,03 в минуту, а также скидку на SMS и MMS в размере 50 % и отсутствие платы за установление соединения (все цены указаны без учета налогов). Другие параметры тарифа таковы: звонок на все телефоны МТС и любые номера операторов Петербурга и Ленобласти стоят $0,08 в минуту, входящие звонки, разумеется, бесплатно, абонентская плата отсутствует. Кроме того, на тарифе Red, ставшем третьим после «Первого» и «Профи» в серии новых тарифов для частных клиентов от МТС, абонент может воспользоваться рядом дополнительных опций: «Выходные дни» (безлимитная связь в выходные, стоимость услуги - $0,45 за один уикенд), «Ночные разговоры» (бесплатные звонки абонентам МТС с 00 до 08 часов, стоит этот сервис также $0,45 за каждую неделю) и «Номера МТС» (опция предоставляет скидку 50 % на все звонки абонентам МТС домашнего региона за $0,95 в месяц, см. выпуск новостей от 6 сентября 2006 г.).

А в последнюю декаду месяца оператор сотовой связи МТС представил в макрорегионе Север-Запад новую общефедеральную инициативу для корпоративных клиентов, ориентированную в первую очередь на представителей среднего и малого бизнеса – тариф «Команда». Основные особенности нового тарифа - бесплатные звонки на номера МТС сотрудников своей фирмы (номера МТС домашнего региона, оформленные на одного абонента и обслуживающиеся по корпоративным тарифам) со второй минуты разговора, отсутствие абонентской платы и единая стоимость всех местных и мобильных разговоров по региону - $0,07 (столько же стоит и первая минута разговоров с сотрудниками своей компании, все цены указаны без НДС, см. выпуск новостей от 22 сентября 2006 г.).

В конце сентября «МегаФон Северо-Запад» запустил сразу четыре новых тарифных плана, причем два – «Драйв и «Люкс.1000» - открыты для жителей всех регионов Северо-Запада, а предложения «Сити» и «ISIC.Лайт» доступны только для абонентов Петербурга и Ленинградской области.

Тарифы «Драйв» и «ISIC.Лайт» рассчитаны в первую очередь на молодых пользователей услуг сотовой связи. Особенности тарифного плана «Драйв» таковы: при отсутствии абонентской платы и бесплатных входящих стоимость звонков на телефоны абонентов общероссийской сети «МегаФон» - 0,5 рубля за минуту разговора (все цены оператора указаны с НДС). Звонки на стационарные телефоны и номера операторов сотовой связи домашнего региона обойдутся от 1,5 до 2 рублей в зависимости от региона (именно 2 рубля придется заплатить абонентам в Петербурге и области).

Целевая аудитория тарифного плана «Люкс.1000» - многоговорящие абоненты. За абонентскую плату в 1 тыс. рублей подключившиеся получат 1 тыс. бесплатных минут исходящих вызовов внутри общероссийской сети «МегаФон», вызовов на стационарные телефоны и номера операторов мобильной связи домашнего региона в месяц. Тариф сверх 1000 минут на вышеуказанные исходящие вызовы составляет 3 рубля за минуту исходящей связи в Петербурге и Ленинградской области. Также в Петербурге и Ленинградской области с 25 сентября до 31 декабря 2006 открыто подключение на тарифный план «Сити» с городским номером. Абонплата на данном тарифном плане составляет 99 рублей, стоимость минуты исходящих вызовов внутри сети «МегаФон Северо-Запад» - 2,4 рубля, а местных вызовов в Петербург и Ленинградскую область – 5 рублей (см. выпуск новостей от 27 сентября 2006 г.).

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: