Невесомый Media Markt

Сегодня, 21 декабря 2006 года, в Петербурге открылся первый в Северной столице магазин потребительской электроники Media Markt. Однако, несмотря на ажиотаж, сопровождавший старт двух первых в России магазинов этой компании в Москве, игроки петербургского рынка электроники сомневаются в том, что у них появился серьезный конкурент.

Компания Media Markt была образована в Германии в 1979 году и входит в холдинг Media-Saturn-Holding GmbH. На данный момент Media Markt наряду с сетями Metro, Real, Saturn и др. является частью холдинга Metro Group, образованной в 1996 году. Сейчас в Германии расположены 213 магазинов Media Markt, также компания присутствует еще в 12 странах. В России первые два магазина Media Markt открылись 2 декабря этого года в Москве. В столице их появление сопровождалось громкими демпинговыми инициативами, которые вызвали обвинения в продаже нелегально ввезенного товара со стороны других игроков рынка, а также выпады в адрес компании Panasonic, чья продукция предлагалась по заниженным ценам. В спор дистрибьюторов вынуждена была вмешаться ФАС.

В Северной столице магазин Media Markt расположен в торговом центре «Мега Дыбенко» (Всеволожский район, 12-й км Мурманского шоссе) и занимает площадь 8,6 тыс. кв. м. По этому параметру петербургский магазин – самый большой в Европе (до его открытия таковым считался один из московских). Персонал магазина состоит из 140 человек. Как объяснили руководители компании, менеджеры кроме обучения в России проходили стажировку в Германии, где знакомились с работой местной сети. Продавцы же обучались только в Петербурге, однако для них, как рассказал директор петербургского магазина Дмитрий Фролов, компаниями-производителями было проведено около 50 тренингов, а также прошли семинары по продажам и работе с клиентами.

Напомним, что ранее планировалось открыть первый магазин сети в другом торговом центре – «Радуга» на проспекте Гагарина. Руководители компании на пресс-конференции, предварявшей открытие магазина в «Меге», отказались комментировать причину изменения первоначальных планов, однако объяснили, что в ТЦ «Радуга» магазин появится, но позже (информацию о сроках также не предоставили).

Кроме того, генеральный директор компании Збигнев Здулечны рассказал о политике развития в Петербурге: «Мы понимаем, что один магазин – это очень мало, поэтому не намерены останавливаться». Однако осветить планы на будущее он отказался, как и размеры инвестиций в открытие магазина. По оценкам экспертов они составляют более $500 тыс.

В Петербурге открытие магазинов не сопровождается такой же яркой рекламной кампанией, как в Москве. Сдержанность рекламной кампании представители Media Markt объяснили следующим образом: магазин будет продвигаться не по всему городу, а только в территориально приближенных районах Петербурга.

Збигнев Здулечны выделил три основных принципа политики компании: «ориентированность на клиента и его потребности, акцентирование внимания инновационным технологиям, а также доступность цен». Кроме того, Media Markt декларирует децентрализованную модель управления, в рамках которой каждый магазин функционирует как отдельная компания, т.е. директор конкретного магазина, являющийся акционером (по словам Збигнева Здулечны, в зависимости от региона и размеров магазина пакет директора составляет от 5 до 10 % акций), отвечает за ассортимент, ценообразование, маркетинг и управление персоналом.

Среди особенностей устройства торгового зала Дмитрий Фролов в качестве главной выделил следующую: покупатели имеют возможность сразу оценить работу оборудования (т.к. товар не запакован, находится в свободном доступе и подключен к сети или снабжен зарядными устройствами). Кроме того, в торговом зале оборудовано несколько шоу-румов: 2 для демонстрации автоакустики (автомобили) и 2 – для видео- и аудиоаппаратуры (стены и потолок комнат изготовлены из специального звуконепроницаемого материала). Дисконтных программ для покупателей не предусмотрено, однако регулярно планируется проводить акции по снижению цен на некоторые виды товаров. Также прямо в магазине находится собственный сервис-центр, специалисты которого, по словам Дмитрия Фролова, могут выполнить любой ремонт аппаратуры, в том числе и гарантийный.

Интересно, что петербургские дистрибьюторские компании не обеспокоены появлением на рынке нового игрока. Напомним, что еще в начале декабря президент компании «Техношок» Виктор Гордейчук обратил внимание на то, что демпинг – это типичная политика для выхода Media Markt на новый рынок, но она продлится недолго (см. выпуск дайджеста от 8 декабря 2006 г.). Сейчас же участники рынка соглашаются в том, что один или даже несколько магазинов в Северной столице не способны существенно повлиять на ситуацию на рынке, с какими бы ценовыми предложениями они не вышли в регион. Директор по развитию компании «ЦиFры» Анатолий Григорьев так прокомментировал ситуацию: «При существующем количестве магазинов бытовой техники и электроники появление еще одного просто потеряется, хотя, конечно, со временем Media Markt займет небольшую часть рынка». Между тем, считается, что основным конкурентом – по формату, который на данном подразумевает не сетевую работу, и создание большой торговой площадки и привлечение к ней внимание горожан – является проект «Матрица». В частности, там также организованы шоу-румы ряда вендоров (см., например, выпуски новостей от 16 декабря 2005 г. и 20 сентября 2005 г.). Этот магазин располагается в ТРК «Гулливер» и занимает 7,5 тыс. кв.м., всего здесь представлено около 10 тыс. наименований продукции. Интересно, что его создатели не скрывали того, что они были вдохновлены примером немецкой сети Saturn. Кроме того, того, многие игроки петербургского рынка обращают внимание на тот факт, что новый магазин расположен в таком месте, которое не предполагает широкого охвата целевой аудитории.

Автор: Алена Журавлева.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: