Viber приходит через SMS

Российский сервис-провайдер "СМС Трафик" (входит в группу компаний Intervale.) запустил для клиентов – B2C-компаний (банки, рестораны, такси) – сервис отправки нерекламных сообщений через мессенджер Viber. Компания заявляет, что по стоимости такая услуга будет ниже, чем традиционные SMS-рассылки. Кроме того, 25-40% клиентов "СМС Трафика" пользуются Viber. Вскоре "СМС Трафик" запустит аналогичный сервис через Telegram. Тем временем WhatsApp пока не планирует интегрировать рассылки в мессенджер.

Как рассказал ComNews руководитель направления новых продуктов "СМС Трафик" Павел Шепеленко, соглашение "СМС Трафика" с Viber является бессрочным. Финансовые условия сотрудничества обе компании не раскрывают. До этого контракта рассылка сервисных сообщений через мессенджеры в России не практиковалась, отмечает пресс-служба "СМС Трафика".

Представитель московского офиса Viber Елена Грачева сообщила, что "СМС Трафик" будет через мессенджер направлять уведомления для конечных клиентов компаний-партнеров. Среди них - логистические компании, салоны красоты, такси, интернет-магазины, авиакомпании, банки, розничные и торговые сети, ресторанные и гостиничные сети и пр.

Сообщения, отправляемые через Viber, будут только сервисными, то есть нерекламными. Например, если клиент банка давал согласие на получение уведомлений о статусе своего кредита, то он получит через мессенджер информацию о наступлении даты погашения задолженности. Цель таких сообщений - информирование: уведомления о статусе счета, трекинг отправлений грузов, статус заказа в онлайн-магазине, уведомления о доставке товара, подаче такси и прочее, пояснила Елена Грачева.

В отличие от традиционных способов информирования (SMS, e-mail), Viber отображает в сообщении логотип и оригинальное название отправителя, позволяет передавать больший объем данных, включая картинки. Пока "СМС Трафик" реализует одностороннюю доставку сообщений пользователю мессенджера. По словам представителя сервис-провайдера, стоимость такой услуги "ощутимо ниже расценок на традиционные SMS-рассылки".

Владельцы смартфонов все чаше выбирают мессенджеры в качестве приоритетного канала общения, объясняет Павел Шепеленко. "Через них контакт между пользователями становится более разнообразным, эмоциональным и, что немаловажно, бесплатным. Можно прислать большой объем текста, картинку, онлайн-фото и др. Рынок B2C-коммуникаций не может игнорировать этот тренд, - подчеркнул он. - Бизнес стремится к максимально удобному, емкому и экономически оправданному контакту с клиентами".

По данным компании "СМС-Трафик", Россия входит в ТОП-3 рынков по объему аудитории Viber. "Наши исследования показали, что доля людей, пользующихся Viber, составляет 25-40% от абонентской базы наших клиентов, а это сопоставимо с аудиторией оператора большой тройки", - отметил Павел Шепеленко. По его словам, сообщения, отправляемые через мессенджер, не носят рекламный характер, а значит, будут позитивно восприняты потребителями.

Для осуществления рассылок через Viber компания "СМС Трафик" подключила ИТ-системы к платформе Viber’s Service Messages API. Сервис доставки сообщений через Viber интегрирован в платформу многоканальных коммуникаций SmartDelivery (ее оператор - "СМС Трафик"). SmartDelivery позволяет доставлять сообщения как с помощью традиционных SMS, так и через альтернативные каналы - PUSH-уведомления и Viber.

Генеральный директор "СМС Трафик" Алексей Рытиков подчеркнул, что рассылки через мессенджеры не являются альтернативой традиционному SMS-информированию. Это принципиально другой подход в контакте брендов с потребителями. SmartDelivery позволяет комбинировать каналы коммуникаций, исходя из задач, поставленных перед бизнесом, минимизировать расходы и укрепить лояльность клиентской базы, отметил Алексей Рытиков.

По словам Павла Шепеленко, вскоре компания "СМС Трафик" запустит сервис рассылки через мессенджер Telegram, разработанный основателем соцсети "ВКонтакте" Павлом Дуровым. "WhatsApp не планирует интеграцию B2C-коммуникаций в мессенджер", - уточнил Павел Шепеленко.

По словам Елены Грачевой, за рубежом, помимо других компаний-провайдеров, Viber сотрудничает, в том числе, и с Intervale (ЗАО "Интервэйл" (Intervale) - российская компания, которая работает на рынках РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана и Европы). "Сервис Viber Messages является глобальным. Мы, как партнер Viber, можем оказывать услуги клиенту из любой точки мира", - добавил Павел Шепеленко.

По оценке J`son & Partners Consulting, в России Viber является наиболее популярным коммуникационным приложением: им пользуется около 60% пользователей мобильных мессенджеров. По данным аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, Viber – второй по популярности мессенджер в России после WhatsApp. Его месячная аудитория составляет около 7,5-8 млн.

Руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин считает, что вряд ли соглашение Viber c "СМС Трафиком" существенно повлияет на позиции мессенджера на российском рынке. "Объем спама в Viber достаточно большой, и если не предпринимать никаких специальных действий, нужные сообщения могут в них просто затеряться", - полагает он. По его словам, SMS, как основной канал для уведомлений, никто не отменял, а сотовые операторы эффективно противодействуют SMS-спаму, так как это отрегулировано на уровне отраслевого законодательства.

"Даже активное продвижение Viber за счет реализации новых сервисов вряд ли приведет к существенному увеличению доли рынка", - полагает Тимур Нигматуллин. Это связано с высоким "сетевым эффектом", пояснил он. Пользователи неохотно переходят на новые мессенджеры, так как они лишаются контактов в старых сервисах или вынуждены пользоваться сразу несколькими приложениями, что неудобно для общения, говорит эксперт.

Использование мессенджеров подразумевает двустороннее общение, а канал информации от банков и других B2C-компаний, в основном, односторонний, напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. "Банки и компании пока не готовы обрабатывать массовые входящие сообщения через мессенджеры", - считает он.

ООО "СМС Трафик" было основано в 2000 г. Весной 2014 г. компания вошла в группу Intervale. Согласно сведением из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), учредителями ООО "СМС Трафик" являются ЗАО "Интервэйл" (владеет 99,5% "СМС Трафика") и ЗАО "Смарткардлинк" (ему принадлежит 0,5%). Компания SmartCardLink также входит в ГК Intervale.

Учредителями ЗАО "Интервэйл", согласно данным ЕГРЮЛ (на 2002 г.), выступают Илья Аксельрод (до марта 2015 г. — директор по развитию сети "ВымпелКома"), Александр Кузнецов и Игорь Милашевский (до 2012 г. — глава департамента Минкомсвязи РФ). Управляющей организацией в отношении "СМС Трафика" и ЗАО "Интервэйл" является ООО "Управляющая компания "Интервэйл". Генеральный директор этой компании Оксана Смирнова-Крелль (до сентября 2013 г. зампред правления "Связного банка"). Среди учредителей управляющей компании, по данным ЕГРЮЛ на 2013 г., числится Владимир Андросик. Напомним, он является гендиректором и председателем совета директоров оператора связи ООО "Сумма Телеком".

Viber был создан в 2010 г. израильтянами Тальмоном Марко и Игорем Магазинником, приехавшим в Израиль из Нижнего Новгорода в 1991 г. В начале 2014 г. они продали 100% Viber японскому интернет-ритейлеру Rakuten за $900 млн. Аудиторию Viber составляют более 660 млн уникальных пользователей в 193 странах мира. В середине 2014 г. компания открыла офис в России.

Елизавета Титаренко

Рубрики: Мобильная связь, Web

Ключевые слова: Viber