Несмотря на повсеместное распространение корпоративных мобильных решений — хотя бы на уровне почтовых сервисов, — найти ИТ-специалистов, обладающих высоким уровнем экспертизы в них, не так просто. В круглом столе приняли участие представители интеграторов и топ-менеджеры компаний, сделавших ставку на мобильные устройства как инструмент бизнес-процессов.
Так, невозможно сегодня представить перевозчика «ТаксовичкоФ» без мобильного приложения, с помощью которого легко вызвать транспорт дома и на улице. По аналогии с Uber, компания считает клиентом не только пассажира, но и самого водителя — соответственно, мобильное приложение разрабатывалось и для одной, и для другой стороны. Причем первоначально мобильный сервис появился вовсе не в службе такси, а в системе грузоперевозок «ГрузовичкоФ». «ТаксовичкоФ» же запустил его только в 2014 году, сразу же значительно увеличив тем самым приток клиентов. Сейчас около 20% пассажиров не пользуются колл-центром или веб-сайтом, а делают вызов через приложение.
ИТ-директор ГК «Мелстон» Андрей Балякин
Группа компаний «Мелстон», занимающаяся строительством и сервисным обслуживанием АЗС и объектов ритейла, внедрила мобильное приложение для ремонтных бригад. Технические специалисты с помощью своих гаджетов могут получать заявки на обслуживание и выполнять их, указывая перечень выполненных работ, фото неисправностей и другую информацию. «Приложение явилось толчком для оцифровки работы всей сервисной службы компании. Сейчас бумажная работа сведена к минимуму, 90% всех активностей делается онлайн. Произошла трансформация бизнеса: те процедуры, на выполнение которых раньше требовались часы, теперь совершаются в режиме реального времени», — резюмирует ИТ-директор «Мелстон» Андрей Балякин.
В пивоваренной компании «Балтика» корпоративные мобильные устройства появились еще в 2003-04 годы, когда компания состояла из нескольких бизнес-единиц, объединенных общим владельцем. Пилотные проекты на базе первых переносных устройств запускались для специалистов отделов продаж, работавших удаленно. Сегодня только в России около 6 тысяч сотрудников используют мобильные решения: логистические (навигационные системы, датчики GPS и т. д.), складские (M2M: полки с датчиками загруженности, погрузчики), офисные, на производстве.
Алексей Максимачев, «XXI век»
В сети медицинских центров «XXI век» мобильные приложения используются для коммуникаций (почта, веб-портал) и логистики (навигация). На стадии внедрения находится решение для вызова врача на дом и ввода информации о клиенте в систему самим врачом. По данным заместителя директора по ИТ «XXI век» Алексея Максимачева, подобные решения широко распространены в московских компаниях сферы медицины, а сейчас активно перенимаются петербургскими. Перспективно и направление мобильной телемедицины — например, удаленный мониторинг больного, — однако качество измерений, производимых мобильными устройствами, пока крайне низкий.
В управляющей компании Melon Fashion Group (бренды одежды befree, ZARINA и LOVE REPUBLIC) мобильные решения применяются по-разному. Во-первых, для каждого из трех брендов в 2016 году было запущено мобильное приложение с собственной системой лояльности. Для продавцов в торговых точках и удаленных сотрудников существуют свои различные приложения, к примеру, для визуального контроля выкладки товара. В самих магазинах произведена замена терминалов для покупателей на многофункциональные мобильные устройства.
Исполнительный директор российского интегратора «ПИРИТ» Иван Сливка
Исполнительный директор петербургского интегратора «ПИРИТ» Иван Сливка представил MDM-решение своей компании и обзор рынка. Использование широкой линейки EMM-решений началось с простого — необходимости повысить информационную безопасность: установить профиль мобильного пользователя, запретить пользоваться фотоаппаратом, отключить Wi-Fi или разрешить подключение только к одной сети. Следующим шагом стал Mobile Application Management — управление приложениями (установка, удаление, обновление, настройка политик). Здесь удобство состоит не только в повышении безопасности, но и в администрировании: не нужно рассылать всем пользователям инструкции по удаленной настройке той или иной программы. Кроме этого, существуют решения по управлению мобильным контентом, почтой и Интернетом.
CEO и сооснователь разработчика мобильных приложений WukkerTeam Сергей Белец на примере четырех кейсов рассказал, как сравнительно недорогое (в пределах 300 тыс рублей) мобильное решение может серьезно повысить эффективность бизнеса. Это приложения для складских и сервисных работников, M2M для обслуживания оборудования и автономных объектов.
«Для максимальной эффективности нужно понимать, как работает мобильное приложение, и не усложнять его. Нужен хороший аналитик, хороший практик со стороны бизнеса и хорошие тестировщики», — отметил спикер.
Заместитель генерального директора ГК «Интерлизинг» Владислав Кульбицкий
Заместитель генерального директора ГК «Интерлизинг» Владислав Кульбицкий поделился опытом внедрения мобильных решений в алкогольной отрасли. Первый проект для торговых агентов был разработан на основе КПК компании HP и софта 1C и окупился уже после месяца своей работы. После вместо нее была внедрена система автоматизации на основе сайта заказов, также имевшая множество преимуществ. Уже в 2015 году появился третий проект — автоматизация на основе web-технологий, которая оптимизировала работу уже не только менеджера, но и руководителя, маркетолога, бухгалтера, то есть всех участников процесса. Несмотря на то, что проект оказался сравнительно дорогим по стоимости в денежном и временном эквиваленте, окупился он так же достаточно быстро — в течение полугода. «Преимущества для бизнеса таковы: сокращение потерь компании за 9 лет составили около 160 млн рублей. Для ИТ-шников: стандартное развитие от автоматизации и ПО как сервиса до полной инфраструктуры, которая целиком закрывает все потребности коммерческой службы. Для пользователей: мы предложили систему, которая всегда удовлетворит, а впоследствии — даст намного больше, чем они даже могут требовать», — подвел итог спикер.
В целом на практике применение мобильных устройств значительно расширяют возможности сотрудников: например, с помощью мессенджеров WatsApp, Wiber, Telegram они могут создавать создавать групповые чаты, взаимодействовать удаленно. Социальные сети применяются для обратной связи с клиентами, агрегации обращений.
Что касается корпоративных приложений, внедрения BYOD или MDM, — необходимо, чтобы такие решения не внедрялись «сверху». Сотрудник обязательно должен быть мотивирован в том, чтобы использовать мобильный гаджет как необходимый инструмент. В этом сошлись во мнениях все участники круглого стола.