КИСУ залезет в карман перевозчиков. Систему управления городским транспортом изменят за 800 млн рублей

В июне Смольный повторно проведет конкурс на создание комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ), которая изменит систему субсидирования перевозчиков и в перспективе позволит отказаться от кондукторов. Прошлый аукцион с начальной стоимостью 804 млн рублей был сорван из-за несоответствия заявок участников конкурсной документации. Внедрение КИСУ ударит рублем по перевозчикам, которым придется закупать новое оборудование.

Как рассказали "Ъ" в комитете по информатизации и связи (КИС), в июне состоится запрос предложений на конкурс по созданию новой системы управления общественным транспортом в Петербурге в 2018-2019 годах с последующим заключением госконтракта. Победитель должен разработать рабочую документацию и программное обеспечение для КИСУ, а также запустить эту систему.

КИСУ заменит автоматизированную систему управления городским пассажирским транспортом, которая работает через навигационное оборудование ГЛОНАСС, и существующую систему электронного контроля оплаты проезда. Как заявлял в октябре 2017 года вице-губернатор Игорь Албин, модернизация этих систем невозможна. Ключевые отличия КИСУ в том, что при этой системе расчет субсидий перевозчикам будет осуществляться исходя не из транспортной работы, а из количества перевезенных пассажиров. Их будет фиксировать бортовой компьютер, которой предполагается установить в кабине водителя. В перспективе КИСУ позволит отказаться от кондукторов благодаря тому, что транспорт будет оборудован терминалом-валидатором, позволяющим оплачивать проезд с помощью банковской карты или QR-кода, а также билетным автоматом, принимающим бумажные деньги и монеты, с возможностью выдачи сдачи пассажиру. За счет снижения нагрузки на бюджет города, складывающейся из субсидий перевозчикам и затрат на службы диспетчерского управления СПб ГКУ "Организатор перевозок", общая экономия бюджетных средств с 2020 по 2024 год составит 1,75 млрд рублей, оценивали в Смольном.

В конце мая аукцион на проведение аналогичных работ был признан несостоявшимся, потому что конкурсная комиссия отклонила все заявки. Предложение ООО "НТЦ "Измеритель"" на сумму 755,9 млн рублей было признано не соответствующим конкурсной документации в части банковской гарантии. Заявка СПб ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (СПб ИАЦ), которое подведомственно КИС, на 759,9 млн рублей была отклонена из-за того, что предприятие в конкурсном предложении не указало ИНН руководителя. Также у закупочной комиссии были претензии к банковской заявке СПб ИАЦ.

Гендиректор НТЦ "Измеритель" Андрей Журавлев заявил "Ъ", что компания будет участвовать в конкурсе в июне, и пообещал исправить ошибки в конкурсной документации. В КИС вчера не подтвердили участие в конкурсе СПб ИАЦ.

100% НТЦ "Измеритель" принадлежит ООО "Штрих групп". По данным kartoteka.ru, в списке ее собственников: Марат Валиев, Олег Глошкин, Андрей Сурин, Наталья Хваткова, Андрей Журавлев и Юрий Хавкин. В 2015 году НТЦ "Измеритель" вместе c АО "Штрих-М" (состав акционеров, за исключением Натальи Хватковой, совпадает с ООО "Штрих групп") занимались созданием системы управления парковочным пространством и поставкой паркоматов в Петербурге за 81 млн рублей. В 2016 году НТЦ "Измеритель" выиграл конкурс на создание прототипа КИСУ за 28,1 млн рублей. Через год он был продемонстрирован на автобусном маршруте N 36.

В ГКУ "Организатор перевозок" "Ъ" сообщили, что уже сейчас весь наземный городской легальный общественный транспорт оборудован системой ГЛОНАСС. "Новых дополнительных устройств такого плана для функционирования КИСУ закупать не придется. Перевозчикам придется модернизировать или покупать новые стационарные терминалы оплаты проезда",— прокомментировали в учреждении.

Внедрение новой интеллектуальной транспортной системы будет идти параллельно с проведением конкурсов на право осуществления перевозок по городским маршрутам. "В новых конкурсах уже будут учитываться требования необходимости соответствия транспортного средств требованиям новой интеллектуальной системы. Если у перевозчика автобус не будет оборудован по новым требованиям, то он не будет допущен до работы на маршруте",— пояснили в ГКУ.

Как ранее сообщали в пресс-службе вице-губернатора Игоря Албина, данные требования будут включены в конкурсную документацию торгов, запланированных на 2018 год, на право осуществления перевозок по 244 социальным маршрутам с общим количеством подвижного состава 800 единиц. В 2019 году запланировано заключение государственных контрактов по 267 коммерческим маршрутам с общим количеством подвижного состава 2734 единицы.

Также в рамках внедрения КИСУ к 2020 году планируется обновить подвижной состав и бортовое оборудование коммерческих перевозчиков, сообщали в пресс-службе Игоря Албина. Оснащение бортовым оборудованием государственных унитарных предприятий будет осуществляться поэтапно до 2025 года с учетом обновления подвижного состава и закупок бортового оборудования в рамках финансово-хозяйственной деятельности СПб ГУП "Пассажиравтотранс" и СПб ГУП "Горэлектротранс".

Директор по организации перевозок компании "Питеравто" Роман Юренев отметил, что пока невозможно сказать, какими техническими средствами должен быть оборудован автобус при внедрении КИСУ, потому что сама система еще не готова. "Список оборудования оговаривается в контрактах с конкретным перевозчиком, а мы не знаем, что будет прописано в договорах, так как новых контрактов просто нет. Именно поэтому оценить стоимость оборудования на данный момент сложно. Что касается 2020 года, то никто не скажет сегодня, какими будут регулярные перевозки: полностью по регулируемым тарифам или частично по регулируемым, а частично — по нерегулируемым",— прокомментировал господин Юренев.

Гендиректор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин отмечает, что если "Штрих групп" и связанные с компанией структуры выиграют конкурс на разработку КИСУ, то они могут сформировать рынок оборудования для общественного транспорта по аналогии с поставкой паркоматов для города несколько лет назад.

Алексей Кириченко, Лидия Горборукова

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: информационные системы, система управления