Аналоговые АТС всё активнее заменяются виртуальными, в рамках одной корпоративной АТС можно перейти на беспроводную связь, либо сотовую, можно практиковать даже переговоры без использования телефонов. Оплата услуг, в свою очередь, может производиться по факту потребления. Всё это делает ВАТС намного эффективнее аналоговых станций и практически становится стандартом: при открытии нового офиса или филиала уже вряд ли кому-то придет в голову устанавливать там стационарные телефоны.
Более того, в рамках ВАТС тоже внедряются новые решения. Например, программный продукт ВестКолл интегрируется с CRM-системами, что дает дополнительное удобство клиенту. MCN Telecom, став MVNO оператором, предоставляет услуги мобильной связи в дополнение к проводной – таким образом расширяя границы ВАТС за пределы офиса.
Алексей Горбунов, руководитель макрорегиона «Северо-Запад» «Манго Телеком»
А Mango Office подключил ВАТС к видеоконференцсвязи. «Mango Office стала первой облачной АТС в России, на которой можно развернуть сервис видеоконференций. Видеоконференции сегодня в принципе обязательный элемент для мультирегиональных компаний, а мы вышли с экосистемным продуктом — интегрированным с телефонией, с корпоративными адресными книгами, с мессенджером», – сообщает руководитель макрорегиона «Северо-Запад» «Манго Телеком» Алексей Горбунов.
Александр Мельников, генеральный директор MCN Telecom
Представители телеком-компаний отчитываются о росте выручки в сегменте B2B. Так, в компании MCN Telecom в 2018 году она составила 23%. «Санкт-Петербург наряду с Москвой для нас является одним из ключевых рынков, где мы продвигаем наши технологичные программные продукты, такие, как ВАТС. Здесь они востребованы больше всего», – подтверждает генеральный директор компании Александр Мельников.
«За 9 месяцев основные финансовые показатели «ЭР-Телеком» продемонстрировали положительную динамику. Консолидированная выручка увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом прирост показывают и B2C и B2B. Выручка B2B увеличилась на 23% по сравнению с предыдущим периодом и составила 9 779 млн рублей», – сообщает пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг». Напомним, что ключевым B2B активом компании в Петербурге является ВестКолл.
«Мы оперируем управленческой отчетностью и прогнозами исполнения плана: цифры ожидаемо хорошие. Здесь необходимо отметить, что рынок облачных сервисов растет в принципе, и интерес к облачным решениям все активнее проявляется в среднем и крупном бизнесе, но, кроме органического роста, у нас есть дополнительные драйверы — продуктовые. Главные премьеры в этом году — сквозная аналитика, совершенно новая облачная платформа для организации контакт-центра и сервис видеоконференций. Все они в большей мере ориентированы на компании, осознанно управляющие маркетингом, массовыми клиентскими коммуникациями и нуждающиеся в том, чтобы наладить эффективное общение внутри», – говорит Алексей Горбунов («Манго Телеком»).
Андрей Гук, генеральный директор «ОБИТ»
«В целом, год был не самый простой: экономическая активность населения и бизнеса была невысокой, дополнительные трудности внес Чемпионат мира по футболу, который принимал Петербург. Из-за него два месяца была закрыта телефонная канализация, новые объекты было невозможно подключать, бизнес снизил свою активность – в итоге мы не могли работать в полную силу. Но несмотря на все эти факторы, 2018 год «ОБИТ» закончил с очень неплохими результатами. Кроме того, для компании «ОБИТ» мало что изменилось из-за новых законов или реформ: они происходят постоянно, компании к этому привыкли, ничего экстраординарного для нас в телеком-сфере не произошло», – подводит итог генеральный директор оператора-интегратора «ОБИТ» Андрей Гук.
Результаты «Ростелекома» так же впечатляют: «Стабильный рост бизнеса в сегменте В2В/B2G. Рост новых цифровых услуг составит +33% по итогам года. Почти трехкратное увеличение абонентской базы по мобильной связи в сегменте В2В/B2G. Планомерное увеличение оптического проникновения в инфраструктуре Петербурга и Ленинградской области».
Представители компаний поделились опытом реализации проектов, многие из которых – масштаба всего города.
Виктория Тихонова, директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб»
«Ключевым направлением на 2019 год мы видим решения IoT на базе сети LoRaWAN. На сегодняшний день это простые и низкостоимостные решения для повышения технологичности управления инфраструктурой предприятия, жилого квартала, дома. Применение IoT для бизнеса может быть очень широким: промавтоматизация, «умный» вывоз бытовых отходов, мониторинг нахождения/перемещения детей/сотрудников/животных, экологический мониторинг, «умное освещение», «умное» здание. Наличие IoT-сети операторского уровня, большой выбор IoT-датчиков и IoT-решений, а также платформы приложений и поддержки отраслевых систем (например, SAP, IBM) дают клиентам основу для реализации цифровых проектов на практике, а не в условиях лаборатории. На первом этапе клиенты решают вопросы повышения эффективности бизнес-процессов, где эффект можно просто рассчитать, на втором этапе, попробовав IoT на практике, компании переходят к разработке и внедрению новых бизнес-моделей», – поясняет пресс-служба ВестКолл. Среди успешных кейсов, которые наглядно демонстрируют перспективность новых технологий, – проект «Умное городское освещение», запущенный АО «ЭР-Телеком Холдинг» и СПб ГУП «Ленсвет».
Потенциал для развития и внедрения есть и у других цифровых технологий, которые находятся в тесной связке друг с другом и направлены на решение прикладных задач конкретных отраслей экономики. Например, технологии виртуальной и дополненной реальности, распространенные сейчас в основном в игровой индустрии, будут использоваться в реальной экономике: речь идет о цифровых двойниках, машинном обучении (ML), искусственном интеллекте (AI) и других. «Собственно, при таких условиях операторский рынок уходит в освоение смежных рынков - оператор теряет роль телеком-оператора и приобретает статус IT-компании», – резюмирует директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб» Виктория Тихонова.
Роман Кравцов, генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом»
ТТК в настоящее время участвует в проекте по созданию единой транспортной карты – универсального платежного инструмента и проездного документа пассажира РЖД. Компания ТрансТелеКом отвечает за технологические процессы при создании нового продукта, обеспечивающие возможность хранения баланса на самой карте, что позволит ей пользоваться в режиме отсутствия доступа к сети Интернет. «Трехстороннее соглашение о сотрудничестве по реализации этого проекта между ОАО «РЖД», Банком ВТБ (ПАО) и АО «Компания ТрансТелеКом» было подписано в ноябре 2018 года. На 2019 год запланирован пилотный проект по внедрению ЕТК на скоростных поездах «Сапсан» по маршруту Москва-Санкт-Петербург», – сообщает генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом» Роман Кравцов.
Алексей Нестеров, заместитель директора МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
Компания «Ростелеком» может похвастаться наибольшим числом реализованных или находящихся в стадии пилотирования проектах. О них порталу SPbIT.ru рассказал заместитель директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» - директор по проектам Алексей Нестеров.
Спикер отметил, что в октябре в Санкт-Петербурге состоялось мероприятие «Цифровой мир: реальность, в которой мы живем», открывал которое президент компании Михаил Осеевский. Также 12 октября в северной столице прошел «Бизнес Драйв» – новый формат мастер-классов от Ростелекома, на котором выступают действующие бизнес-практики.
Оператор запустил в 2018 году такие услуги и дополнительные сервисы, как «Управляемый Wi-Fi» (включает компоненты «Wi-Fi Радар» – сбор аудитории гипермаркетов/торговых центров/кафе/ресторанов и «Рекламная платформа» – платформа, которая позволяет создавать дополнительные страницы с рекламным контентом), «Видеоаналитика» (облачная технология, позволяющая в автоматическом режиме обрабатывать полученные с видеокамер изображения с помощью аналитических модулей), «Ростелеком. Экраны» (позволяет централизованно управлять контентом на географически распределенных экранах и других цифровых поверхностях). Приобретение 100% акций компании Solar Security и присоединение к активам компании существующих ИБ-сервисов «Ростелекома» позволило сформировать более мощный единый центр компетенций компании по вопросам кибербезопасности (SOC).
Среди трендов, в которых «Ростелеком» предполагает развиваться, – биометрия (например, в финтехе), информационная безопасность, IOT и онлайн-кассы. Так, в ноябре 2018 года ПАО «Ростелеком» приняло участие в совместном тестировании с Tele2 и Ericsson технологий NB-IoT для энергетического сектора. Предполагается, что технологии IoT (Internet of Things) позволят энергосбытовым компаниям производить оптимизацию затрат, а потребители, в свою очередь, смогут ощутить комфорт и удобство предоставляемых услуг. Также в уходящем году «Ростелеком» разработал линейку тарифных планов MVNO, специализированных для М2М-решений сегмента B2B.
Отдельный вектор развития «Ростелекома» – это сервисы и решения «Умного города», которые, прежде всего, направлены на повышение комфорта жителей и безопасности городской среды, а также эффективности управления городскими ресурсами. Сервисы основаны на едином комплексе организационно-технических мероприятий. К примеру, данный комплекс в локации дворовой территории может включать в себя автоматизацию сбора и учёта показаний счётчиков потребления ресурсов, систему контроля доступа – умных шлагбаумов – с системой автоматического распознавания номерных знаков, умные домофоны с личными кабинетами жильцов и управляющих компаний, а также интеграция всех этих систем с городскими системами видеонаблюдения и оповещения. Блок энергоэффекивных проектов, которые фактически с первого дня своего внедрения позволяют достигать экономии ресурсов на внутреннее и уличное освещение, теплоэнергию. К примеру, в этом году «Ростелеком» полностью модернизировал сеть уличного освещения МО Рощино Ленинградской области, г. Остров Псковской области, приступил к работам по модернизации сети освещения в г. Псков. Такие проекты наиболее наглядно демонстрируют эффективность новых технологических решений, сокращая затраты на электроэнергию до 70% (подробнее см. репортаж SPbIT.ru).
Представители телеком-отрасли поделились планами и ожиданиями своих компаний на 2019 год.
Алексей Горбунов, «Манго Телеком»:
«Облачные сервисы еще не вытесняют традиционные технологии, по постепенно начнут. В этом году стало заметно, что в петербургских компаниях появляются специальные люди, ответственные за цифровую трансформацию, — chief digital officer. И во многих случаях внутренний запрос к таким специалистам — совершенно конкретный: организовать перевод инфраструктуры в «облако», в публичное или в частное. На горизонте 2-3 лет эти планы будут активно осуществляться. IT-cервисы перестают быть разрозненными, они объединяются в экосистемы, комплексно «закрывающие» целые направления работы, а не решающие частные задачи. По этому пути движется и «Манго Телеком»: в одной системе находится все, что связано с самими коммуникациями — и голосом, и не голосом, клиентские коммуникации и внутренние, а также полная аналитика всех аспектов коммуникаций. Такой подход создает очень серьезные преимущества для пользователей. Наконец, «умные» голосовые боты становятся нормой. Уже в следующем году всем нам придется научиться общаться с роботами.
По всем прогнозам, рынок облачных сервисов ожидает рост — во всех секторах: SaaS, PaaS, IaaS. По нашей собственному прогнозу, общий рост рынка будет несколько ниже, чем в 2018 году, но в финансовой модели «Манго Телеком» заложены планы выше, чем мы ставили на этот год. Причина оптимизма — в более сильном потенциале «нашего» сегмента, унифицированных коммуникаций».
Андрей Гук, «ОБИТ»
«На наш взгляд, тренд телекоммуникационной сферы последних пяти лет продолжится. Рост рынка будет, но скромный, в пределах 3-5%, так как факторов, предопределяющих скачок вверх или спад, сейчас не наблюдается. Продолжится укрупнение игроков, приобретения крупными операторами мелких. Конечно, рынок почувствует грядущее увеличение НДС с 18 до 20%».
Алексей Нестеров, «Ростелеком»
«Мир стоит на пороге масштабного развертывания беспроводных сетей пятого поколения (5G), которые обеспечат более быстрое соединение для потребителей и предприятий, открыв новые возможности увеличения выручки для телекоммуникационных компаний. Распространение облачных технологий даст импульс повышению эффективности и росту доходности инвестиций. Еще одно перспективное направление – искусственный интеллект.
Стратегический вектор развития компании – продолжение трансформации из телеком-оператора в цифрового партнера населения, бизнеса и государства. Также нашим приоритетом на 2019 год является развитие экосистем продуктов, услуг и клиентского сервиса, самым важным в этом направлении является оказание услуг для бизнеса в едином окне».
Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг»
«Операторы начнут больше инвестировать в развитие IoT, проектов «Умный город» и «Умный дом», искать выход в смежные отрасли (онлайн-образование, страхование, финансовые сервисы, электронную коммерцию и др.)»