«МегаФон» идет на прорыв

Национальный оператор «МегаФон» в ближайший год намерен усилить свои позиции на российском рынке сотовой связи, и, по крайней мере, если не перегнать своих ближайших конкурентов, то хотя бы достигнуть их показателей. Об этом можно судить по выступлению топ-менеджмента ОАО «МегаФон» на вчерашней пресс-конференции, формальным поводом которой стали подключение 10-миллионного абонента и освоение лицензионной территории вплоть до Урала включительно.

По данным AC&M Consulting, на конец августа расклад сил на сотовом рынке выглядел следующим образом – лидером являлись «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), которые контролировали 36% рынка, за ними шел ОАО «ВымпелКом» («Би Лайн GSM») – 33%, компании «МегаФон» принадлежало 19%. Недавно все эти компании объявили итоги работы за первую половину этого года. Самый высокий средний доход с абонента (ARPU) получили МТС – $14, за ними идет «МегаФон» - $12,8 и «Би Лайн GSM» - $10,8.

Вчера компания «МегаФон» объявила о преодолении отметки в 10 млн абонентов, что должно стать новым этапом в развитии компании, на котором она намерена догнать или даже перегнать других игроков «большой тройки». В частности, по словам генерального директора ОАО «МегаФон» Сергея Солдатенкова, до конца года оператор планирует набрать до 13 млн абонентов, а до конца следующего – удвоить существующую абонентскую базу – т.е. получить 20 млн. подписчиков. «Мы полностью выполнили планы на этот год, и удвоили по сравнению с аналогичным периодом 2003 года свою абонентскую базу – т.е. мы росли, опережая общую динамику рынка. В последние месяцы мы набирали приблизительно по1 млн. абонентов месяц, и мы будем стремиться сохранить эту динамику. Наша задача – стать как минимум вторым оператором», - заявил Сергей Солдатенков.

Для того чтобы выполнить эту задачу, компания идет на ряд шагов, среди которых – расширение географии сетей, активное инвестирование и унификация услуг по всей территории России.

За лето «МегаФон» включил шесть новых регионов – Коми-Пермяцкий АО и Оренбургская область на Урале, Смоленская, Ивановская и Костромская области в Центральном лицензионном округе и Республика Чувашия в Поволжье. Тем самым количество регионов России, на территории которых действует сеть «МегаФон», достигло 68, и на карте покрытия «МегаФона» в европейской части России до Урала включительно не осталось «белых пятен». При этом сейчас, помимо Северо-Запада, где оператор традиционно имеет сильные позиции и обслуживает более 3,5 млн абонентов, «МегаФон» имеет еще два региона–«миллионика» – это Москва и Кавказ. В ближайшее время компания сосредоточится на расширении своей сети и укреплении позиций в Сибири и на Дальнем Востоке (в частности, в Сибири «МегаФон» сейчас присутствует только в 2 областях из 11). При этом, «МегаФон» не исключает и выход на рынки стран СНГ. Напомним, что недавно «ВымпелКом» получил выход в Казахстан благодаря приобретению пакета акций местного оператора «Кар-Тел», а МТС завершила сделку по приобретению узбекской сотовой компании Uzdunrobita, и теперь работает в трех странах СНГ, включая Украину и Беларусь. Поэтому для «МегаФона» такие шаги в свете его экспансии были бы логичны. «Рынки стран СНГ интересны для нас. Уровень проникновения сотовой связи там - за исключением Украины - не превышает 10%, и мы внимательно изучаем возможности этих рынков. Однако пока о практических шагах говорить рано», - прокомментировал Сергей Солдатенков. Пока «МегаФон» работает только в Таджикистане через свою «дочку» «ТТ-Мобайл», которая сейчас лидирует на местном рынке.

О серьезности намерений «МегаФона» говорят и его финансовые планы. Первоначально инвестиции на этот год были запланированы компанией на уровне $680 млн, но на последнем собрании акционеров эта цифра была увеличена до $800 млн. Сейчас из них за первое полугодие потрачено $400 млн. До конца года планируется размещение еврооблигаций в объеме $375 млн. Кроме того, компания в этом и прошлом годах прибегала к рублевым займам, объем которых был эквивалентен $50 млн. При этом, если в прошлом году соотношение инвестиций и прироста прибыли составляло 1:1, то в этом году этот показатель изменится в сторону увеличения доли затрат, прирост прибыли планируется на уровне $600 млн при инвестициях $800 млн. Инвестиционные планы на следующий год пока не определены, но их можно легко просчитать в соответствии с планами «МегаФона» увеличить свою базу в 2005 году на 7 млн абонентов – по оценке аналитиков, каждый из них обойдется оператору в сумму до $150.

Однако одним из самых серьезных нововведений станет давно ожидаемый аналитиками шаг – унификация услуг и тарифов компании. Напомним, что у ближайших конкурентов по всей территория действия их сетей действуют единые системы тарифов и дополнительных услуг. «МегаФон» до последнего времени избегал такой политики – каждая из семи компаний и филиалов, входящих в сотовый холдинг, развивала свои собственные тарифы и линейки сервисов. Однако уже в конце года компании начнет предлагать единую для всей России систему тарифных планов. При этом все региональные предложения останутся в силе. Кроме того, «МегаФон» планирует унифицировать аналогичным образом и допуслуги, и предложить всем своим абонентам единое SIM-меню.

Аналитики говорят, что планы «МегаФона» вполне осуществимы – при активной маркетинговой политике. В этом их убеждают и последние данные по новым подключениям, в частности, в Москве компания в августе подключила на 50% больше абонентов, чем в июле, и почти сравнялась по числу новых подключений с МТС – 170 тыс. против 185 тыс. В августе по России доля новых подключений распределилась следующим образом – «Би Лайн GSM» взял 38%, МТС – 28%, вслед за ними вплотную идет «МегаФон» с 24%. При этом, в июле «МегаФон» получил 23% новых абонентов, а в июне – 18%.

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: