Рынок бытовой техники и электроники вырос только в деньгах

Оборот рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) в России за первые пять месяцев 2019 г. вырос на 8,6% в денежном выражении. Продажи в натуральном выражении остаются в целом на уровне аналогичного периода прошлого года с тенденцией на увеличение спроса (+2,4%). Такие данные приводит компания GfK.

Рост рынка БТиЭ в деньгах обусловлен в первую очередь ростом цен на 6,1% год к году. "По мере того, как рубль снова начал укрепление, мы видим, что рост цен замедляется. Эта тенденция может привести к тому, что динамика рынка в денежном выражении во втором полугодии этого года начнет приближаться к темпам роста в штуках", - говорится в исследовании GfK.

Специалисты компании ожидают сохранение позитивной динамики спроса на товары БТиЭ до конца года, несмотря на сокращение реальных доходов населения. Динамику поддержит дальнейший рост потребительского кредитования и консолидация спроса в период распродаж и сезонных праздников, полагает генеральный директор GfK Rus Максим Быстрицкий.

Эксперты GfK сообщают, что онлайн-сегмент показывает рост на 28% год к году, в то время как офлайн-продажи ретейла растут в 10 раз медленнее: на 3% по итогам пяти месяцев с начала года.

"Предпочтения покупок в интернете изменяют поведение потребителя в офлайне. Покупатели знают, какую конкретно модель телефона они хотят, поэтому желают купить ее быстрее, дешевле и рядом. Мы наблюдаем перетекание продаж из больших шоппинг моллов в торговые центры у дома", - сказал ритейл-директор GfK Rus Тимур Самерханов.

По информации GfK, по итогам первых пяти месяцев 2019 г. самые быстрорастущие секторы рынка БТиЭ - это телекоммуникации (13,9%) и малая бытовая техника (10,4%).

Телеком-сектор рос почти в два раза быстрее рынка за счет интереса потребителей к смартфонам и носимой электронике.

В ПАО "МегаФон" сообщили, что сейчас у компании пользуются спросом телефоны экраном свыше 5 дюймов. За последний квартал рост смартфонов в штуках составил 5,65%. "На рост продаж влияет удобный формат устройств. Большой экран прекрасно подходит для просмотра видео и редактирования фото. Но не только экран влияет на выбор при покупке. Мы отмечаем тенденцию, что немаловажными факторами становятся объем памяти и наличие модуля NFC для бесконтактной оплаты", - сказали в пресс-службе оператора. По информации "МегаФона", самые популярные марки смартфонов - Samsung, Huawei/Honor, Xiaomi и Apple.

Рынок продаж смартфонов растет и по данным ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Каждый магазин сети в первом полугодии этого года в среднем продал больше устройств, чем годом ранее. "Клиенты все чаще выбирают операторскую розницу для покупки смартфонов. Одна из причин - специальные предложения, которые включают предоплаченные услуги связи и скидки на другие товары из ассортимента магазина", - говорят в пресс-службе компании.

Кроме того, как считают в "ВымпелКом", на рост продаж смартфонов влияет увеличение востребованности кредитования и расширение географии программы trade-in. "Вместе с офлайн-ретейлом развивается наш интернет-магазин. Его доля в структуре общих продаж постоянно растет. Сейчас 10% смартфонов продается через онлайн-канал", - сказали в пресс-службе "Билайн".
По данным GfK, сектор малой бытовой техники прибавил 10,4% в деньгах. В технике для уборки это произошло в том числе благодаря роботам-пылесосам. 

Аудио-видео сектор вырос на 10% в денежном выражении и на 31,5% в штуках. Переход к цифровому телевещанию мотивировал россиян заменить старый телевизор на новый, либо приобрести DVB-T приемник для поддержки цифрового сигнала. Таким образом в начале года был стимулирован спрос сразу на две продуктовые группы: телевизоры и ТВ-тюнеры.

Еще один тренд года - "смартификация" домашнего аудио. Eсли в 2017 и 2018 гг. "смартификацией" считалось использование Bluetooth-протокола для передачи музыки на устройство, сейчас в этот сегмент активно проникают системы с собственным приложением для смартфона, с выходом в интернет, а также с голосовыми помощниками.

Подобные устройства занимают уже больше половины рынка в денежном выражении. Более того, продажи моделей, поддерживающих Wi-Fi-соединение, выросли в 2,3 раза, а ежемесячные продажи умных колонок достигли почти 12 тыс. штук.

Рынку информационных технологий (ИТ) и офисной техники не удалось повторить результатов прошлого года. По итогам первых пяти месяцев 2019 г. динамика объема продаж составила всего лишь 1,8% на фоне 3% роста цен и сокращения продаж в натуральном выражении. На замедление темпов роста продаж сильнее всего повлиял начавшийся в конце прошлого года дефицит процессоров для ноутбуков и продолжающееся сокращение спроса на 7-ми дюймовые планшеты.

Хуже всего ИТ рынок себя чувствовал в апреле этого года, когда обороты просели на 5% ниже прошлогодних. В мае рынок стабилизировался на уровне аналогичного периода годом ранее.

Розничные продажи офисной техники показывали хорошую динамику и выросли на 5% в деньгах.

Мониторинг розничных продаж GfK охватывает российские города с населением более 20 тыс человек, все каналы розничной дистрибуции, включая интернет-торговлю.

Анастасия Самсонова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Рынок ПК, Финансы

Ключевые слова: исследование рынка