Минцифры множит Генсхемы

Мин­цифры пред­ста­вило вто­рой за не­делю про­ект пос­та­нов­ле­ния пра­витель­ства о Ге­нераль­ной схе­ме раз­ви­тия се­тей свя­зи и ин­фраст­рук­ту­ры хра­нения и об­ра­бот­ки дан­ных. Осенью 2019 г. ми­нис­терс­тво раз­ра­бота­ло поп­равки в за­кон "О свя­зи", ко­торые ут­вер­жда­ли пра­вовой ста­тус Ген­схе­мы. От идеи за­коноп­ро­ек­та в Мин­цифры от­ка­зались. Юри­дичес­ки ста­тус Ген­схе­мы ус­та­новят пос­та­нов­ле­нием.

В третьей публично представленной версии авторы сохранили основные положения предыдущих документов. Генсхема должна работать с госинформсистемой мониторинга и управления сетью. Предполагается, что Генсхема будет содержать информацию о всей сетевой инфраструктуре операторов связи - типы, марки и модели оборудования сетей; данные о точках обмена трафиком, каналах связи; объемы и география трафика, тарифы и планы развития операторов сетей.

В третье версии разработчики конкретизировали, какие подсистемы будут в составе генеральной схемы сетей: "В состав информационной системы "Генеральная схема" входят следующие функциональные компоненты: подсистема визуализации данных на карте, выполнения пространственных аналитических задач (геопортал); аналитическая подсистема для решения расчетно-аналитических задач; подсистема информационного взаимодействия с внешними информационными системами, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; подсистема администрирования для настройки и поддержки работы системы, настройки личных кабинетов пользователей, настройки регламентированных процессов, мониторинга, управления пользователями и правами, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей, обеспечения обратной связи с пользователями; подсистема автоматизированного сбора данных; подсистема отчетности для подготовки, формирования и настройки отображения отчетных и аналитических форм на презентационных панелях; подсистема планирования, управления и контроля исполнения проектов, необходимая для формирования проектов и их отдельных мероприятий, и контроля их исполнения; подсистема распределенного хранилища данных для балансировки нагрузки и распределения данных информационной системы "Генеральная схема" по виртуальным или физически распределенным носителям. В информационной системе "Генеральная схема" могут создаваться иные подсистемы, необходимые для реализации ее функций".

В декабре 2019 года два источника в Минцифре (на тот момент - Минкомсвязи), знакомые с итогами заседания правительственной комиссии, рассказали корреспонденту ComNews, что текст постановления о Генсхеме готов и ею одобрен. Тогда, со слов заместителя директора Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Владимира Моченова, министерство планировало построить с помощью подрядчика информационную систему - саму Генсхему, а до этого закрепить ее правовой статус поправками в закон о "Связи". На тот момент министерство по конкурсу уже определилось и с подрядчиком Генсхемы. Им стала НТЦ "Система" (структура при ФСО - прим. ComNews). Представитель Минкомсвязи Евгений Новиков тогда сообщил, что следующими шагами должны стать приемка работ по Генсхеме, их доработка и утверждение актом правительства - скорее всего, постановлением. "Но перед ее утверждением надо принять поправки в закон "О связи" в части правового статуса Генсхемы", - сказал представитель министерства. Сейчас Евгений Новиков в Минцифры не работает.

В пресс-службе Минцифры не пояснили, чем новые проекты отличаются друг от друга и какие изменения внесли в последний проект по сравнению с первой версией. Документ, опубликованный 12 января на официальном сайте для размещения федеральными исполнительными органами проектов нормативно-правовых актов (есть в распоряжении ComNews), уже удалили. 13 января, министерство разместило второй новый проект постановления о Генсхеме.

В министерстве полагают, что Генсхема создаст условия для глобальной конкурентноспособной инфраструктуры связи в России на основе отечественного оборудования. "Повысится эффективность разработки и реализации государством, госкомпаниями, а также компаниями с госучастием проектов развития телекоммуникационной инфраструктуры с учетом планов развития энергетической и транспортной инфраструктуры, объемов хранимых данных и доступных вычислительных мощностей. В результате создания Генсхемы органы власти и местного самоуправления, граждане и организаций смогут получать информацию о доступности услуг связи и перспективах их развития на территории страны и об используемой для этого инфраструктуре", - сказал в среду представитель министерства.

К разработке двух новых проектов постановлений не привлекали ни операторов связи, ни экспертные организации.

По словам представителя пресс-службы Минцифры, в ближайшее время текст постановления отправят на правовую экспертизу в Минюст России. После экспертизы новый проект рассмотрит правительственная комиссия по цифровому развитию и использованию информационных технологий.

Ге­нераль­ный директор юридической компании "Ордерком" и независимый эксперт Минюста Дмитрий Галушко считает, что Минцифры отказалось от поправок в закон "О связи", чтобы не обсуждать инициативу с операторами связи и профильными ассоциациями. "В случае с законопроектом были бы его обсуждения с профильным сообществом. Решили поступить проще. Операторам от этой Генсхемы ни холодно, ни жарко. Министерство делает удобный сбор данных исключительно для себя. Информацию о состоянии сетевой инфраструктуры собирает Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования (он подотчетен Роскомнадзору - прим. ComNews). Свой реестр сведений технологических возможностей сети ведет Россвязь, которую через несколько месяцев ликвидируют (ее полномочия передадут Минцифре - прим. ComNews), операторы сами отправляют регуляторам такие данные. Чтобы не сопоставлять эти данные вручную, министерство делает себе автоматизацию", - объясняет Дмитрий Галушко.

Ассоциации операторов против

По мнению исполнительного директора Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Алексея Леонтьева, новый программно-аппаратный комплекс, который, судя по описанию, дублирует то, что в теории в сфере связи должен делать Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования, не принесет никакой пользы ни операторам, ни абонентам.

"По своей сути эта штука для того, чтобы наблюдать и иногда точечно контролировать операторов. Инициатива идет в связке с нормами закона о суверенном Рунете, которые, по сути, создают больше рычагов для изоляции от мировой Сети, а не, как заявляют законодатели, сохраняют доступ к Сети, - уверен Алексей Леонтьев. - В других странах, кроме Китая, таких центров мониторинга или генеральных схем, насколько знаю, нет, потому что это бессмысленная трата денег".

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов говорит, что общий план сетей и показатели по годам и регионам страны нужны, но в виде, предлагаемом Минцифры, данные будут собирать медленно и неэффективно.

"Общая сеть страны нужна, и Генсхема, но совсем не такая, не по таким принципам. Похоже, что от олигополии мы идем к госмонополии в отрасли связи. Развитие идет по сценарию развития госкорпорации, в которой игроки рынка - временные соисполнители государственных инициатив. В лучшем случае для разработки подобных проектов будут привлекать четырех вертикальных холдинговых операторов. Владеть и распоряжаться такими данными в итоге будут только госчиновники. Учитывая качество нынешних чиновников как управленческих кадров, мы еще узнаем новые глубины административного восторга", - подытожил Сергей Ефимов.

Анас­та­сия Сам­со­нова

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: регулирование, Минкомсвязь