4G лучше 5G

Те­леком-опе­рато­ры не ве­рят в сер­ви­сы 5G: по мне­нию учас­тни­ков ис­сле­дова­ния IBM, че­рез два го­да толь­ко 7% сер­ви­сов бу­дет ра­ботать ис­клю­читель­но в се­тях 5G, а 93% бу­дут пред­став­лять со­бой улуч­шенную вер­сию 4G-сер­ви­сов. И да­же че­рез пять лет, как счи­тают учас­тни­ки ис­сле­дова­ния, ко­личес­тво сер­ви­сов, дос­тупных толь­ко в 5G, дос­тигнет лишь 18%.

Компания IBM представила международное исследование IBM Institute for Business Value "The end of communications services as we know them" ("Коммуникационные услуги больше никогда не будут прежними"). В опросе приняли участие 500 руководителей крупных телекоммуникационных компаний из 21 страны мира, включая Россию.

Наиболее успешные из опрошенных организаций планируют использовать 5G и периферийные вычисления с поддержкой 5G для дальнейшего роста бизнеса: 91% из них рассчитывают на финансовые преимущества благодаря использованию этих технологий через пять лет по сравнению с 54% остальных игроков. 50% наиболее успешных поставщиков коммуникационных услуг (CSP) считают, что им нужно стать стратегической облачной платформой, объединяющей в себе диверсифицированную экосистему партнеров. Однако 74% наиболее успешных CSP соглашаются, что сотрудничество с webscale-компаниями (ИТ-компаниями, масштабирующими преимущества сети интернет для бизнеса и потребителей), в том числе с поставщиками гиперконвергентных решений, в случае 5G и периферийными вычислениями принесет больше пользы самим webscale-компаниям.

В ответ на вопрос о том, какой процент сервисов через два года и через пять лет будет работать только на базе 5G (по сравнению с сервисами, также доступными в сетях 4G), респонденты отвечали, что существенная их часть будет поддерживать оба стандарта. По мнению участников исследования, через два года только 7% сервисов будет работать исключительно в сетях 5G, а 93% будут представлять собой улучшенную версию 4G-сервисов. Но даже через пять лет, как считают участники, количество сервисов, доступных только в 5G, достигнет лишь 18%.

Большинство поставщиков коммуникационных услуг еще не имеют накопленного опыта коммерческого использования 5G-технологий. Всего около половины наиболее успешных CSP из числа респондентов составили бизнес-план для начала развертывания 5G (49%), но, тем не менее, это в два раза больше, чем среди всех остальных CSP.

Когда респондентов попросили назвать те области, в которых преимущества 5G и периферийных вычислений будут самыми значительными и, наоборот, наименее значительными для их организации, оказалось, что наиболее успешные поставщики коммуникационных услуг рассчитывают, что 5G позволит увеличить доходы за счет формирования экосистем, увеличения продаж потребительских продуктов и освоения государственного и корпоративного секторов. Все остальные респонденты, напротив, больше беспокоятся о поддержании привычного бизнеса: о том, как упростить существующие операции, не потерять подписчиков и так далее.

Пресс-служба "Билайна" (ПАО "ВымпелКом") отметила, что в настоящее время сложно давать точные оценки и прогнозы, потому что разнообразие сервисов, требующих сетей 5G только появляется и в начале формирования. "Мы в "Билайн" продолжаем инвестировать в сети 4G, мигрируя и сокращая при этом сети прошлых поколений, активируем новые возможности и функционал сетей 4G. Важно отметить, что отсутствие определенности по срокам и условиям запуска сетей 5G в России не является для нас блок-фактором для внедрения на сети периферийных вычислений (решений MEC). Такая оптимизация сетевой архитектуры позволяет значительно расширить потенциальные возможности сетей LTE по предоставлению самых разнообразных сервисов, как для массового потребителя, так и для бизнеса. По нашей оценке к 2025 г. не менее 50-60% мобильных сетей в РФ будут использовать технологию 4G. Параллельно мы инвестируем в пилотные проекты с заказчиками из сектора B2B и B2G с целью подтверждения гипотез и кейсов по сервисам, реализация которых возможна только в сетях стандарта 5G, также развиваем опытные районы совместно с зарубежными и отечественными производителями оборудования", - прокомментировала пресс-служба "Билайна".

В Теlе2 уверены: "Делать какие-либо прогнозы о проникновении технологии 5G в индустриальные и пользовательские сервисы не представляется возможным, пока в России не решена проблема с частотным диапазоном. После начала коммерческой эксплуатации будут понятны возможности оборудования, темпы развертывания сетей и варианты монетизации сервисов. Сейчас основы для такого анализа просто нет".

В "МегаФоне" считают, что сценарий, описанный в исследовании, слишком оптимистичный для России. "Отсутствие решения о выделении основной полосы 3,4-3,8 ГГц для 5G замедляет внедрение технологии, и, соответственно, появление новых сервисов", - пояснила пресс-служба "МегаФона".

Руководитель Лидирующего исследовательского центра на базе Сколтеха Виталий Шуб поясняет: "Стратегия российских операторов сотовой связи в отношении 5G, в настоящее время, является рационально-оппортунистической – seat’n’wait, пока вопрос частотных присвоений не будет решен, причем в удовлетворительную для операторов сторону, ограничиваясь скромной рекламой возможностей сетей 5G для розничного и корпоративного сегментов, путем запуска мелкомасштабных пилотных зон 5G в разных географических локациях, с соответствующими масштабу этой деятельности, маркетинговым и PR-эффектами".

Исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов думает, что критерий оценки – количество сервисов - странный. "На мой взгляд такой критерий не имеет смысла. Например, в сетях LTE, вообще говоря, только один сетевой сервис – передача данных. Для правильного ответа на этот вопрос необходимо понять, что 5G – это не просто новое радиооборудование, а элемент принципиально иной концепции построения сетей, иной архитектуры, с точки зрения сервисов дающий возможность создавать выделенные логические сети (сетевые слои) с оптимизированными под требования конкретных приложений гарантированными характеристиками. Поэтому вопрос следует поставить иначе. Сейчас в мобильных сетях доступа почти 100% трафика передается на условиях best effort, то есть без гарантированного SLA. Вопрос: какая доля трафика будет передаваться на условиях гарантированного SLA и какую выручку операторам это может принести? Мы провели такое исследование (количественное). Если кратко, то потенциал таких услуг огромен и составляет примерно треть от существующего глобального рынка "традиционных" телекоммуникационных услуг. Для России ситуация аналогична", - рассказал Сергей Шавкунов.

Он отметил, что в стандартах, в частности 3GPP, для операторов/провайдеров уже расписаны новые бизнес-роли: провайдер приложений, провайдер сквозных слоев для них, провайдер фрагментов слоев в доменах сетей доступа, транспортных и магистральных сетей, краевых и корневых дата-центров. "Соответственно, операторам надо определиться с бизнес-ролью в новом мире, если они хотят в нем оказаться. Отмечу, что роли "стратегической облачной платформы" там не предусмотрено, вообще непонятно, что это такое. Если речь про экосистемы цифровых приложений, то они формируются отнюдь не вокруг операторов физических сетей, и нет никаких оснований предполагать, что эта ситуация изменится", - считает Сергей Шавкунов.

Виталий Шуб отметил, что практически все сотовые сети 5G в розничном сегменте b2c в обозримой перспективе будут работать в смешанном режиме 4G/5G в силу их наследованного характера, а не 5G only. "Так же, как сейчас сотовые сети работают, в большинстве случаев, в режиме 2/3/4G. Режим 5G Only можно ожидать только от небольшого процента вновь развернутых частных/индустриальных/корпоративных сетей b2b на новых частотных присвоениях для пятого поколения, в основном – в диапазонах 3+ ГГц, со сравнительно узкой абонентской базой корпоративных пользователей. Единственным массовым исключением, на сегодняшний день, видятся сети FWA, в основном – в верхних, миллиметровых, диапазонах (при условии, что проблемы "коврового" покрытия такими сетями, их стоимости и логистики абонентских терминалов будут решены удовлетворительными для домовладельцев способами). Поскольку сервисы в телекоме предоставляются с помощью конкретных абонентских терминалов, для анализа и прогнозов следует использовать статистику проникновения этих терминалов в абонентскую базу, комментирует Виталий шуб. - Сейчас в мире насчитывается более 300 млн розничных абонентов сетей 5G, а на следующий год прогнозируемый объем продаж смартфонов 4G/5G составляет 681 млн штук глобально. Кроме того, не стоит забывать об использовании операторами сетей 4G в режиме 5G DSS в наследованных частотных диапазонах. Таким образом, можно прогнозировать, что на горизонте 2-3 лет примерно для половины глобальной сотовой абонентской базы будут доступны сервисы 5G, в основном – по принципу ad hoc, то есть – в случае наличия покрытия сетями 5G текущего местоположения абонентов. Что же касается сервисного предложения, уникального для 5G, то, скорее всего, услуги eMBB будут доступны всем абонентам сетей 5G, за исключением режима DSS, по принципу best effort, услуги uRLLC – селективной абонентской базе, обслуживаемой либо специально сконфигурированными фрагментами сетей 5G c MEC, либо по премиальным тарифам, а услуги mMTC – для сектора устройств IoT. Отдельным сектором рынка, скорее всего, станут сервисы прецизионного LBS, если и когда они станут широко доступны".

Директор департамента сетевых решений Step Logic Валерий Лутошкин считает, что рынок пока осторожно относится к решениям, построенным на 5G. "Эта технология дает новые возможности, запрос на которые до конца еще не сформировался, и, учитывая продолжающуюся пандемию и нестабильность мировой экономики, очень сложно сказать, каким он будет. Думаю, что для российского рынка оценка аналитиков слишком оптимистична. В ближайшие пару лет 5G в подавляющем большинстве случаев будет использоваться в частных решениях, созданных для выполнения внутренних задач бизнеса, к примеру, в Industrial IoT и подобных системах", - подвел итог Валерий Лутошкин.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: IBM, 5G, 4G, исследование рынка