Доски объявлений приземлят

В Госдуме обсудят законопроект, предлагающий ограничить участие иностранного капитала в российских классифайдах до 20%. Введение требований предполагается в рамках поправок к закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Подобные действия могут привести к понижению стоимости компаний иностранным участием и помешать выходу на IPO, считают эксперты.

Депутат Антон Горелкин, являющийся заместителем председателя думского комитета по информационной политике, IT и связи,  10 июня внес в Государственную думу законопроект, согласно которому необходимо ограничить участие иностранных собственников в российских интернет-ресурсах, представляющих собой площадку для размещения объявлений. Так, исходя из законопроекта, участие иностранных владельцев не должно превышать 20%. Не допускается также и владение классифайдом лицами с российским гражданством, параллельно имеющими гражданство других государств, или аффилированными ими гражданами. В противном случае ресурсы предлагается блокировать по суду.

При этом не имеет значения, имеется ли у юридического лица, зарегистрированного  в России, контрольный пакет акций или нет – наличие 20% акций у зарубежного гражданина или организации позволит государству начать блокировку такого сервиса. Также владельцам сервиса, даже если юрлица зарегистрированы в России, не позволяется иметь долю иностранного владения в своих компаниях свыше 20%. Это распространяется и на те случаи, когда доля иностранного участия выявляется у акционеров, не имеющих контрольного пакета акций.

Не позволяется входить в число владельцев сервиса и оффшорным компаниям, даже при наличии исключительно российских бенефициаров.

Юристы пояснили, что российским сервисам с зарубежным участием, вероятно, удастся скорректировать структуру владения под новые требования законодательства, однако для зарубежных платформ они могут стать непреодолимой преградой, так как даже в случае приземления (создания российского юрлица для управления организацией) вероятность того, что эта схема устроит российские власти, крайне низка.

Сам Антон Горелкин, представивший законопроект на рассмотрение Госдумы, пояснил, что на данный момент в законе нет четких требований, предъявляемых к владельцам сервисов. В то же время их аудитория зачастую сравнима с количеством пользователей соцсетей, а в некоторых случаях и превышает её. При этом объем персональных данных российских граждан, собираемый такими площадками, вызывает серьезные опасения в контексте имеющихся зарубежных владельцев бизнеса. Так, к примеру, популярная площадка Avito принадлежит нидерландской компании Prosus, уточняет чиновник. Кроме того, в своем Telegram-канале депутат привлекает внимание читателей к мошенничествам, сопровождающим классифайды.

Комментируя законопроект, Антон Горелкин поясняет, что владельцам цифровых досок объявлений необходимо обеспечивать невозможность использования их в несанкционированных схемах, упреждать разглашение гостайны, распространение порнографии, призывов к терроризму и экстремизму, предоставлять адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений, а также установить единый измеритель аудитории, сертифицированный Роскомнадзором.

В отдельных случаях власти должны получить право интегрировать сервисы с порталом Госуслуг и ЕСИА. Регулирование коснется сервисов, ежемесячно посещаемых 10 млн российских пользователей и более.

С 2014 года похожие нормы уже применяются в отношении российских СМИ. После соответствующих поправок, внесенных в законодательство, доля иностранных владельцев СМИ также не может превышать 20%. А положение для измерения аудитории уже распространилось на интернет-медиа: эти измерения для онлайн-кинотеатров осуществляет Mediascope.

Предполагается, что область применения законопроекта коснется только частных досок объявлений, не затронув маркетплейсы как Ozon или Wildberries. В планах депутата – обсуждение инициативы с представителями направления в целях исключения неоднозначности трактовок. В случае обнаружения подобных положений, документ подвергнется корректировке перед вторым чтением законопроекта.

Представители Avito сообщили, что компания является российским налогоплательщиком и работодателем, обеспечивая около 5000 рабочих мест, и соответствует всем требованиям, предъявляемым законопроектом, а также остальным требованиям российского законодательства, обратив внимание на то, что зарубежный акционер платформы Prosus объявил о намерении продать актив еще в конце мая. Стоимость Avito оценили в $7 млрд, в качестве одного из вариантов рассматривая IPO. Однако введение инициативы может привести к ощутимому падению стоимости компании.

Среди ресурсов, которых коснется данный законопроект – платформы по трудоустройству, агрегаторы предложений рынка недвижимости, а также сервисы Яндекса.

Эксперты напомнили, что предложение подобной инициативы в 2019 году, касающееся ограничений иностранного владения в значимых интернет-ресурсах, после обсуждения в Госдуме привело к падению акций Яндекса. После объявления Яндексом о планируемом изменении структуры управления, законопроект был отозван, а стоимость ценных бумаг компании снова поднялась. В 2020 году после слушаний аналогичной инициативы об онлайн-кинотеатрах крупнейший на тот момент кинотеатр ivi с иностранным участием был вынужден отказаться от выхода на IPO.

Рубрики: Регулирование, Финансы, Web

Ключевые слова: веб-сервис, регулирование