Подключение новой SIM-карты вновь стало платной процедурой. Теперь при переходе к другому оператору или при новом подключении абонентам необходимо будет вносить отдельную плату за выданную SIM-карту. Первым брать плату за подключение стал виртуальный оператор Yota, дочерняя компания МегаФон, оценив эту услугу в 50 рублей, а переход со своим номером от другого оператора – в 100 рублей, сообщил Telegram-канал Mobile-Rewiew.com 17 июня, позднее дополнив эту информацию тем, что все сотовые операторы так или иначе планируют сделать эту услугу платной. Вторым к программе платного подключения присоединился сам МегаФон, озвучив ту же плату – 50 рублей за SIM-карту. «Вымпелком», владелец бренда билайн, сообщал, что услуга подключения станет платной с 21 июня, стоимость подключения будет также равняться 50 рублям. МТС перейдет на взимание дополнительной платы с новых абонентов с 24 июня, а Tele2 планирует продолжать подключать абонентов бесплатно до 1 августа.
Символическая сумма в 50 рублей навряд ли оттолкнет добросовестного абонента от приобретения нового номера. Если сравнивать с началом массового распространения сотовой связи в России в начале двухтысячных годов, плата за подключение была нормой, но вследствие высокой конкуренции операторы были вынуждены постепенно снижать её, а потом и вовсе отменить.
Представители МегаФона прокомментировали ситуацию так: «Изменения обусловлены увеличением затрат компании на предоставление услуг и сохранение высокого качества связи. При подключении нового абонента 50 рублей из первоначального взноса теперь сразу списывается за активацию номера. Это позволяет частично компенсировать расходы оператора на подключение нового абонента, в том числе затраты на сами сим-карты, стоимость которых в 2022 году выросла в разы».
В «Вымпелкоме» подтвердили, что данная мера является вынужденной и призвана компенсировать часть трат оператора по подключению абонентов к сети. В билайне эта сумма включена в стоимость стартового баланса.
Изначально мобильные операторы оплачивали SIM-карты самостоятельно, поскольку подключение нового абонента предполагало длительное использование номера и окупаемость подключения за счет других услуг. Теперь новые номера приобретаются для кратковременного использования, и операторы решили переложить часть расходов на абонентов.
По оценкам экспертов, самим операторам SIM-карты обходятся примерно в €0,8. Если сравнивать с их стоимостью год назад, то с июня 21 года стоимость выросла в 2,5 раза. Предполагается, что к осени стоимость может вырасти в 4,2 раза. Собственного производства SIM-карт в России нет, поскольку доходность от их производства низкая, и окупаемость возможно только за счёт высоких объемов, которых не требуется на насыщенном российском рынке, показывающем скромные темпы роста.
Аналитики рассказали, что до 24 февраля идентификаторы приобретались, по большей части, у европейских вендоров: Gemalto, Giesecke & Devrient и др., но с введением санкций операторы начали вынужденно рассматривать более дорогую продукцию азиатских поставщиков. Тем не менее, аналитики не связывают взимание платы за подключение с возросшей стоимостью услуг, полагая, что операторы могут таким образом создавать дополнительный источник доходов. В качестве другой версии высказывается предположение, что расходы операторов увеличиваются за счет параллельного импорта привычной продукции партнеров, стоимость которой возрастает за счет усложненной логистики.
В случае если поставки SIM-карт будут сокращены, эта проблема может сказаться на рынке IoT (интернета вещей), что потребует либо создания собственных производственных мощностей на территории страны, либо поиска новых партнерств в странах, где уже существуют такие производства. Также эксперты полагают, что удорожание SIM-карт может привести к ещё большему снижению темпов прироста абонентов.