Ритейлерам параллелен уход вендоров

В «Связном» после принятия закона о легализации параллельного импорта сообщили, что начали продавать продукцию, ввезенную с использованием данной схемы. Благодаря новой возможности линейка ритейлера расширилась более, чем на 100 позиций, включая последние модели Apple, Samsung и игровые консоли от ведущих производителей. Остальные сети избегают формулировки «параллельный импорт», надеясь возобновить официальное сотрудничество с производителями. Эксперты считают, что пользователи не будут иметь проблем с устройствами, ввезенными из стран ЕАЭС, однако данная схема подразумевает, что гарантийные обязательства перейдут с производителей на продавцов.

В сети магазинов мобильной связи и электроники «Связной» начали продавать продукцию, ввезенную посредством параллельного импорта, пишет издание «КоммерсантЪ». Среди представленных товаров в ассортименте магазинов появилось более сотни дополнительных позиций – это планшеты, ноутбуки, умные часы, игровые приставки и другие электронные устройства производства Samsung, Apple, а также PlayStation, Xbox и Nintendo – все эти вендоры объявили об уходе с российского рынка после начала спецоперации на Украине. Закон о параллельном импорте, разрешающий ввоз товара без согласия производителя или правообладателя, закупая его у других стран, легализовал новую схему в третьем, окончательном чтении, 21 июня, однако стоимость продукции увеличилась в среднем на 10-20%. Запасов рынка, сделанных до ухода поставщиков из России, хватит примерно на 2-3 месяца.

При этом в магазинах «Связной» предоставляется официальная гарантия на технику, завезенную в страну по каналам параллельного импорта. Ритейлер сообщил, что, поскольку товары предназначены только для стран ЕАЭС, возможность активировать устройство сохранится, а на всю электронику распространяется сервисное обслуживание – этим и ранее занимался сервисный центр компании, обслуживая технику, ввезенную стандартным путем, сейчас это распространится и на новую продукцию. Единственное отличие в том, что изначально затраты по ремонту и обслуживанию ложились на производителя, а сейчас расходы будут оплачиваться дистрибьютором.

В «Связном» не сообщили, кто осуществляет им поставки продукции. Крупные дистрибуторы электроники отказались прокомментировать ситуацию.

Хотя маркетплейсы уже заинтересовались параллельным импортом, крупные ритейлеры не спешат заявлять открыто о продажах товаров, ввезенных через ЕАЭС. «М.Видео-Эльдорадо» сообщили, что «рассматривают доступные возможности в рамках законодательства», в МТС также подчеркнули, что «система продаж соответствует законодательству России». В МегаФоне отметили, что складских запасов продукции достаточно, чтобы удовлетворить покупательский спрос. Источники «Ъ» считают, что заявлять в открытую о включении схемы параллельного импорта в цепочки поставок ритейлеры не хотят, так как не оставляют надежды на восстановление торговых отношений с зарубежными вендорами.

Эксперты полагают, что сложностей с активацией устройств, полученных новым путем, возникнуть не должно, поскольку у стран ЕАЭС единое таможенное пространство и общие низковольтные и другие регламенты. Но это не сможет помешать вендорам, если они посчитают нужным, осуществлять блокировку активации устройств, проданных на российском рынке, изначально предназначавшихся для продажи в других странах. Отследить этот момент можно по IMEI (идентификационному номеру телефона) или серийным номерам. Юристы отвечают, что дистанционная блокировка в случаях с устройствами, предназначенными для ЕАЭС, маловероятна. А с учетом нового законодательства, легализующего параллельный импорт, запретить продажу и активацию посредством обращения в суд производителю не удастся.

Однако для ритейлеров такой путь ввоза товаров чреват дополнительными расходами: в гарантийных случаях производитель не станет осуществлять замены или бесплатный ремонт, и эти затраты лягут на продавца, поскольку в случае неисправности устройства он обязан предоставить аналогичный товар или отремонтировать имеющийся по закону о правах потребителей.

Рубрики: Рынок ПК, Торговые сети, Гаджеты

Ключевые слова: торговые сети, Связной