Петербургские мифы о гаджетах: Академия цифровых технологий и Tele2 провели первый урок

В стенах петербургской Академии цифровых технологий прошел первый урок из серии тематических занятий цифрового просвещения. Встречу со школьниками 5-11 классов на тему «Мифы и страхи в мире гаджетов» провели вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин и директор макрорегиона «Северо-Запад» оператора связи Tele2 Сергей Тимошин. Модератором беседы выступил директор Академии Дмитрий Ковалев.

На беседу, открывающую цикл занятий по развитию цифровой грамотности, были приглашены школьники из учебных заведений, сотрудничающих с Академией цифровых технологий. Помимо них, желающие могли зарегистрироваться на встречу посредством ссылки в социальной сети «ВКонтакте» в группе Академии.

Предрассудки прошлого

Сергей Тимошин начал беседу с проверки актуальных знаний школьников: не бытует ли например, среди ребят заблуждение, что Земля плоская или что ВИЧ и ковид не существуют. Он продолжил разговор о стереотипах, которые существовали в разные века, и поинтересовался, какие предрассудки могут вспомнить сами школьники. Выяснилось, что когда было изобретено электричество, оно тоже вначале вызывало множество страхов. Во времена промышленной революции появились группы луддитов, считавших, что ткацкие станки отберут у них работу и устраивавших бунты, направленные против технического прогресса. Подобная история развернулась и вокруг строительства железных дорог: первыми мыслями у простого народа были страхи, что скот перестанет доиться, испугавшись шума и чада от паровоза, а человечество умрет от голода.

 

 

Далее участники беседы упомянули персональный компьютер, который сейчас кажется неотъемлемым компонентом большинства рабочих мест, в то время как в Советском Союзе его считали враждебной техникой, а многие зарубежные страны были уверены, что применение персонального компьютера вместо вычислительного центра абсолютно бесполезно и бессмысленно.

Мифы о базовых станциях

Прежде чем рассказывать подробно о страхах старшего поколения современных граждан, касающихся базовых станций, детям задали вопрос: как они предполагают, что именно вызывает опасения у их родителей, бабушек и дедушек.

Дети высказались в том ключе, что старшее поколение просто не знает преимуществ, которые дают базовые станции, и что людей пугает неизвестность. Один из школьников поделился историей о том, как его бабушка, ранее не пользовавшаяся интернетом, получив от него подробные инструкции, стала заядлой посетительницей социальных сетей и пользователем мессенджера WhatsApp.

«Наша задача – избежать крайностей, понять, как это работает, научиться это использовать и двигаться дальше», – прокомментировал Сергей Тимошин.

Спикеры рассказали ребятам, что одна пятая часть всего объема излучения, которому подвергается человек, приходится на медицинские процедуры: это рентген, компьютерная томография, лучевая терапия и т.д. То есть это часть бытовых, базовых услуг. Кроме того, излучение подразделяется на ионизирующее и неионизирующее, на приведенном ниже слайде дети могли увидеть, какой из этих видов оказывает наиболее негативное влияние, какой – безопасен для человека.

 

 

Проговорили о том, что существуют нормы СанПиНа, предписывающие максимальные показатели излучения от вышек сотовой связи, которые превышать нельзя. Спикеры рассказали о том, что технические специалисты мобильного оператора регулярно осуществляют замеры рядом с вышками, и что даже на внеплановых проверках за весь период контроля только три раза обнаруживались превышения действующих норм, во всех остальных случаях все показатели были в пределах допустимого. При этом в нашей стране все вышки связи построены и эксплуатируются с предельным показателем излучения в 100 раз ниже, чем допускают нормы большинства стран мира. А недавние исследования НИИ медицины труда им. Н. Ф. Измерова показали, что уровни электромагнитного поля, создаваемого базовыми станциями всех стандартов связи, включая современный 5G, безопасны для здоровья человека.

Почему появляются новые базовые станции

Обсудили причину, по которой появляются новые базовые станции в тех районах, где связь уже и так есть. В качестве подводки у детей спросили, когда они вспоминают о том, каким именно оператором они пользуются? Учащиеся пришли к общему выводу, что чаще всего это случается в моменты, когда связь плохо работает. А работать плохо связь может тогда, когда прием сигнала недостаточно сильный.

 

 

Школьники узнали, что каждая базовая станция пропускает через себя определенный объем данных – голосового и интернет-трафика. Ежегодно потребляемый объем трафика увеличивается, и это приводит к ситуации, когда уже установленного в районе города оборудования становится недостаточно, из-за чего скорость интернета падает, и пользователи начинают жаловаться оператору на низкое качество услуг. Соответственно, чем больше трафика потребляют горожане, тем большее количество базовых станций необходимо для того, чтобы обеспечить каждому устойчивое соединение.

При этом для пользователя более опасно излучение от сотового телефона, нежели от базовой станции: во-первых, излучение от базовой станции сопоставимо с излучением от микроволновой печи, а во-вторых, мобильный телефон человек держит в непосредственной близости от себя. Чем слабее сигнал, тем большее излучение испускает мобильный аппарат в поисках этого сигнала.

Поэтому чем больше вышек находится в непосредственной близости от пользователя или чем ближе вышка расположена по отношению  к нему, тем меньше будет излучение от аппарата, который находится у абонента в руках.

Вопросы-ответы

 

 

В конце встречи ребятам предложили задать вопросы по теме встречи. Набор тем, интересующих подрастающее поколение, был достаточно широк: «может ли пропасть сотовая связь во всём мире», «если человек будет сидеть круглосуточно в телефоне, может ли это повлиять на здоровье его ребенка», «сколько времени можно проводить в телефоне, и какое время может плохо сказаться на здоровье», «когда появится функция клонирования SIM-карты в России», «может ли произойти переоценка ручного труда, чтобы дворник начал получать больше программиста», «как быстро прогрессирует техника и может ли она вообще перестать нести вред всему живому», «в какой период времени нас ждет ближайший технологический прорыв», «почему соцсети вызывают зависимость» и другие.

В конце мероприятия, подводя итоги, были выбраны три лучших вопроса от детей, авторы которых получили призы от организаторов. Поощрены были школьники, задавшие вопросы о технологическим прорыве, о привыкании к соцсетям, и о том, при каких обстоятельствах может пропасть сотовая связь во всем мире.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Мобильная связь, Кадры

Ключевые слова: t2 (Tele2)