Процедуру ввоза телеком-оборудования изменят

Пра­витель­ство внес­ло в Гос­ду­му за­коноп­роект, нап­равлен­ный на уп­ро­щение про­цеду­ры вво­за ра­диоэлек­трон­ных средств (РЭС) и вы­соко­час­тотных ус­трой­ств (ВЧУ) на тер­ри­торию Рос­сии. Эк­спер­ты счи­тают, что опи­сан­ная в за­коноп­роек­те про­цеду­ра ре­гис­тра­ции обо­рудо­вания для его пос­ле­дую­ще­го вво­за яв­ляет­ся слож­ной, за­путан­ной и не ре­шает проб­ле­мы опе­рато­ров.

Авторы документа говорят, что законопроект направлен на учет возросшего за последние годы уровня развития института предоставления государственных услуг в электронной форме и синхронизации деятельности разрешительных органов при оказании услуг по выдаче лицензии при введении упрощенной процедуры ввоза РЭС и ВЧУ в Россию.

"РЭС и ВЧУ гражданского назначения ввозятся в Россию на основании лицензии на импорт товаров, выдаваемой Минпромторгом, заключения (разрешительного документа), выдаваемого Роскомнадзором, и сведений о включении в единый реестр РЭС и ВЧУ, при ввозе которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза не требуется представление лицензии или заключения. Работа по упрощению процедуры ввоза в рамках наднационального законодательства ведется путем ежеквартального направления в Евразийскую экономическую комиссию сведений о РЭС и ВЧУ, необходимых для включения в Единый реестр. Включение сведений о РЭС и ВЧУ в Единый реестр осуществляется только в случае согласия всех государственных органов в области связи государств - членов Евразийского экономического союза", - отмечают авторы законопроекта.

По их словам, вторым направлением по упрощению процедуры ввоза является упрощение на уровне национального законодательства. "При ввозе РЭС и ВЧУ заявитель до обращения в Минпромторг в целях получения лицензии на импорт товаров обязан обратиться в Роскомнадзор для согласования заявления, в том числе даже тех типов и моделей, ввоз которых ранее уже был согласован", - объясняют они.

Также законопроект предусматривает, что порядок выдачи разрешительных документов на ввоз в Россию РЭС и ВЧУ, используемых для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, определяет федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны и федеральный орган исполнительной власти в области обороны.

Законопроект предусматривает, что РЭС и ВЧУ гражданского назначения будут ввозиться без получения от Роскомнадзора дополнительного заключения в случае соответствия их наименования, типа, модели и технических характеристик наименованию, типу, модели
и техническим характеристикам РЭС и ВЧУ гражданского назначения, включенным в Реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию России. Реестр уже ведется Роскомнадзором в электронном виде.

Независимый эксперт Вадим Плесский считает, что описанная в законопроекте процедура регистрации оборудования для его последующего ввоза является сложной, запутанной и не решает проблемы операторов. "Например, "наличие сведений о радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах гражданского назначения в реестре является обязательным требованием для выдачи лицензии на импорт
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения". Здесь законодатели ставят телегу впереди лошади и не хотят учитывать современные реалии. Нет очереди из производителей телекоммуникационного оборудования, желающих внести в реестр РФ свое оборудование и затем ввезти его в Россию. Nokia, Ericsson ушли из России, Huawei приостановила отгрузки. Новых поставщиков, "не засвеченных" ранее в работе с Россией, отнюдь не обрадует перспектива внесения в российский госреестр", - отмечает эксперт.

По его мнению, заслуживает внимания пункт "В случае выдачи разрешительных документов на ввоз в Российскую Федерацию указанных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и (или) федеральным органом исполнительной власти в области обороны в пределах своих полномочий, соответствующие сведения о радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах в реестр не вносятся. Порядок выдачи таких разрешений в пределах своих полномочий определяют федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны и федеральный орган исполнительной власти в области обороны." "Таким образом, госорганы и предприятия ВПК смогут ввозить телекоммуникационное оборудование без внесения в реестр, по особым распоряжениям уполномоченных органов. Однако это нисколько не решает проблемы массового рынка, B2C и операторов мобильной связи. Законопроект сырой и требует доработки с учетом современных реалий", - уверен Вадим Плесский.

Он отмечает, что закон вступает в силу с 1 сентября 2023 г. "Кто сейчас может представить, что будет в сентябре 2023 г.? И что делать операторам следующие 10 месяцев?" - задается вопросом он.

Генеральный директор некоммерческой организации "Ассоциация операторов телефонной связи" Сергей Ефимов считает, что законопроект плох с точки зрения вреда, который он нанесет из-за ввоза дешевой электроники, что добьет отечественных производителей.

"Список на ввоз РЭС и ВЧУ для Минобороны, ФСО, ФСБ и всех остальных должен идти через единого контролера, а на предоставление радиочастот - через Роскомнадзор. Список ввозимой электроники для гражданского оборота должен тоже проходить через контроль и отбор: по частотному диапазону - через Роскомнадзор, а по количеству - через Минпромторг, чтобы был баланс интересов с отечественными производителями. Для этого нужны жесткие квоты на ввоз от Минпромторга. Базовые станции подвижной связи можно ввозить для опытной апробации и для использования в качестве образцов для создания своих систем. По этим образцам делать станции и ПО. Иначе мы никогда не начнем возрождать отечественную электронику для критической инфраструктуры связи", - уверен Сергей Ефимов.

По его словам, разговоры финансистов и торговцев, что отечественные станции не имеют широкого рынка, поэтому нам их и делать самим не стоит, нужно игнорировать. "Тут не деньги главное. Аппаратура - элемент критической инфраструктуры. Следовать советам финансистов и торговцев точно не надо - по их меркам ракеты и танки отечественные делать не стоит, а лучше покупать китайские", - говорит Сергей Ефимов.

По его мнению, финансовое обоснование законопроекта обычно пишут без оглядки на консолидированный эффект экономики в целом, а не одного вопроса отрасли. "Необходимо вводить обязательное заключение специалистов заводов-производителей, например, базовых станций сотовой связи 4G и 5G. Это "Сколково", АО "Концерн "Созвездие" и ООО "Элтех". И рассматривать еще перспективный эффект в консолидированном бюджете со сценариями плохого, среднего и успешного развития событий с периодом на 5, 10 и 20 лет", - уверен он.

Сотовые операторы "большой четверки" воздержались от комментариев.

Ири­на При­бор­ки­на

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, телекоммуникационное оборудование