Под широким зонтом. Системной интеграции

Рынок бизнес-интеграции Северо-Запада в ушедшем году порадовал его игроков - помимо того, что заметный рост произошел как в сегменте малых и средних предприятий, 2004 год отметился большим количеством крупных интеграционных проектов.

Самая яркая тенденция минувшего года – рост рынка тяжелых систем, как комплексных, так и отраслевых. Если предыдущие два года на рынке бизнес-интеграции Петербурга прошли под знаком MBS Axapta (напомним, что за это время количество ее партнеров в Северной столице увеличилось с 3 до 11), то в 2004 году на здешнем небосклоне стали блистать новые имена. Они не могут похвастаться  таким большим количеством местных внедренцев, однако сам факт их появления здесь говорит о многом.

В первую очередь, обращает на себя активизация на местном рынке поставщика комплексных, и, отметим, относительно, дорогих систем SAP AG. Видимым для глаза журналиста, т.е. одним из наиболее «раскрученных»,  прорывом компании здесь оказался проект для одной из крупнейшей сети гипермаркетов в Петербурге «Лента». Его характерной чертой стало комплексность подхода – здесь установлены все основные и необходимые модули системы mySAP.com и видимое желание заказчика не экономить на данном внедрении денег (что встречается, по словам консультантов, не часто). Общие инвестиции в ERP-проект составили около $2,5 млн, из них около $500 тыс. было потрачено на оборудование, основным поставщиком которого выступила компания IBM. Полная окупаемость проекта ожидается к концу этого – началу следующего года. «Лента» и российское представительство SAP AG организовали летом прошлого года круглый стол, посвященный этой сделке, на котором стали известны еще несколько интересных фактов. Оказалось, что SAP получил к этому моменту достаточное большое количество заказчиков в Петербурге. Помимо давно известных клиентов, например, «Силовых машин», Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», в этом  ряду всплыл ряд новых имен, в частности, сеть салонов связи «Ультра», ГУП «Петербургский метрополитен».  Ну и почти финальной точке в этой череде объявлении стало известие о том, что один из крупнейших партнеров SAP AG на Западе – немецкий Novasoft, который ведет проекты для «Ленты» и «Ультры», намерен открыть здесь офис, что и произошло в октябре прошлого года. Почти – потому что на этом поток новостей не прекратился. Чуть позже «Силовые машины» анонсировали, что они стали первыми в России и третьими в мире заказчиками портального решения SAP NetWeaver. Кроме того, вскоре должно быть объявлено еще об одном внедрении SAP, которое стартовало недавно на одном из крупнейших производственных предприятий Петербурга. При этом по данным spbIT.ru, его будет вести один из крупнейших интеграторов России IBS – имя, которое тоже не нуждается в представлении. Напомним, что эта компания не «заглядывала» с крупными проектами в Петербург года два, с тех пор как провела проект здесь по оптимизации бизнес-процессов оказания услуг для телекоммуникационной компании "ПетерСтар".

Среди других крупных имен, который стали активнее проявлять себя на Северо-Западе – Documentum и Hummingbird – практически одного поля ягоды, которые работают сейчас в бурно развивающейся сфере систем автоматизации документооборота, которые сейчас начинают позиционироваться как системы управления знаниями.  Если Documentum уже работал в Петербурге через свое представительство и крупнейшего местного партнера «Рексофт», то для Hummingbird – это новый рынок - здесь эта фирма не имела авторизованных партнеров.

В 2004 году Documentum провел в Петербурге свою первую региональную конференцию здесь, которая собрала более 200 человек. Кроме того, ушедший год ознаменовался для этой компанией получением еще двух партнеров здесь – ими стали «КОРУС Консалтинг» и новая фирма "СПЕКТР". Также разработчик получил на Северо-Западе сразу несколько клиентов, среди которых «Лента», «ПетерСтар». Среди других местных заказчиков компании – ФГУП НПО "Аврора", предприятие "Гипроникель", «Филипп Моррис Ижора». Также местный партнер «Рексофт» выиграл тендер компании "Салаватнефтеоргсинтез" (эта компания вела проекты еще для ряда иногородних заказчиков, в числе которых «Межрегиональный Транзит Телеком», «НОМОС-банк»).

Российское представительство компании Hummingbird начало работать осенью прошлого года. Базовый продукт, который продвигает компания на местном рынке – это Hummingbird Enterprise, который позиционируется как система управления корпоративными знаниями. «Заключение соглашения на поставку линейки Hummingbird Enterprise, а не системы Documentum, является нашей ответной реакцией на потребности заказчиков, в числе которых крупнейшие предприятия Северо-Запада. По нашим оценкам, интегрированные системы по управлению корпоративной информацией сейчас наиболее актуальны для телекоммуникационных, страховых, финансовых и строительных компаний – то есть там, где от скорости реакции на изменение информационного пространства зависит конкурентная позиция компании», - прокомментировал заключение договора генеральный директор Qbix Ltd. Михаил Погребняк

Наблюдатели рынка видят для подобной ситуации несколько причин. «Рост количества проектов связан, прежде всего, с ростом самой экономики, повышением конкуренции и усложнением задач, которые стоят перед предприятиями. В 2003 году совокупная выручка 250 крупнейших предприятий СЗФО выросла по сравнению с 2002 годом примерно на 30%. Данных по 2004 году пока еще нет, но я думаю, что порядок будет примерно тем же. Растет экономика, растут доходы предприятий - растет ИТ-рынок и увеличивается  количество проектов», - говорит директор по маркетингу компании «Рексофт» Виктор Козлов.

Тем не менее, не смотря на активизацию столь серьезных игроков, местные компании чувствовали себя в ушедшем году достаточно уверенно. Более того, как считает генеральный директор компании «АНД Проджет» Илья Пантелеев, расстановка сил на местном рынке фактически не изменилась. «В прошедшем году мы стали свидетелями множества маркетинговых мероприятий посвященных выходу на петербургский рынок новых решений и игроков, но расстановка сил пока серьезно не поменялась. Так как конкуренция на рынке решений вообще (а не только тяжелых) сильно обострилась, именно поэтому различные игроки рынка предпринимали массу попыток по усилению своих позиций вообще, завоеванию новых рынков. Но о результатах этой активности пока говорить рано», - прокомментировал Илья Пантелеев.

Как отмечает Виктор Козлов, по итогам года можно говорить о том, что основной рост пришелся на некоторые компании. «В 2004 году в Петербурге действительно был выполнен ряд крупных интеграционных проектов по внедрению систем ERP и документооборота. Однако, я не скажу, что их количество было значительно больше, чем в 2003 году. Российский ИТ-рынок вырос по сравнению с прошлым годом примерно на 30%.  Скорее всего, выросло и количество интеграционных проектов, но о точных  пропорциях говорить очень трудно. Между тем, в 2004 году рост дохода департамента системной интеграции «Рексофт» по сравнению с 2003 годом составил 150%», - сообщил Виктор Козлов. 

"Для нас в 2004 году была более заметная другая тенденция – это увеличение предложений по решениям для среднего и малого бизнеса. Многие разработчики - отечественные и западные в этом году выступили именно с этими решениями. Это было достаточно заметной тенденцией. Хотя, безусловно, появление таких игроков как представительство германской Novasoft в Петербурге тоже нельзя игнорировать. В уходящем году, скорее всего, это пока еще не тенденция, а отдельные, пробные, шаги отдельных компаний. Станет ли это тенденцией, мы узнаем в следующем году», - отметила менеджер по маркетингу и PR в Северо-Западном отделении корпорации "Галактика" Татьяна Новоселова. "Что касается наших решений, нельзя сказать, что в прошедшем году мы заостряли внимание только на тяжелых вариантах. Наш заказчик давно «вырос», задача внедрить «тяжелое» решение – давно отпала. Когда заказчик идет на внедрение информационного решения, он в первую очередь ориентируется на содержание, а не на форму и такие понятия как «тяжелое», «сложное» или «легкое» решение, уже не имеют такого веса. В первую очередь рассматривается, насколько решение соответствует текущим и перспективным задачам предприятия, отражает ли оно отраслевую специфику, имеет ли команда внедрения достаточный опыт, для того чтобы внедрять решение на таком предприятии и т.п.", - добавил Илья Пантелеев.

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: