Сотовые операторы спустились на землю. Чтобы вступить в борьбу с традиционными провайдерами

В апреле на городском рынке доступа в интернет произошла революция: стоимость мобильного доступа в сеть впервые сравнялась со стоимостью услуг традиционных наземных провайдеров. Выравнивание цен может привести к серьезным изменениям на рынке, причем не в пользу традиционных интернет-провайдеров.

В телекоммуникационном бизнес-сообществе Петербург не зря называют сотовой столицей России. Именно здесь была запущена первая в России сотовая сеть, а теперь произошло и вовсе, казалось бы, невероятное событие. Стоимость доступа в интернет с помощью мобильного телефона стала ниже стоимости выхода в сеть через традиционный компьютерный модем (Dial-up). С 1 апреля сотовая сеть "Скайлинк" ввела новый тарифный план "Мобильная безлимитка". Главной особенностью этого предложения является введенная в экспериментальном порядке тарификация доступа в интернет по цене $1 в час. До этого оператор включал в свои тарифные планы небольшое количество интернет-трафика, после расходования которого пользователю предлагалось платить за каждый мегабайт по $0,3. Однако теперь "Скайлинк" решил отказаться от учета трафика и предложить более понятный пользователю почасовой тариф.

Любопытно, что буквально через 10 дней после запуска "Скайлинком" нового тарифа крупнейший городской интернет-провайдер "Вэб плас" анонсировал свой новый продукт -- конверт "1 час интернет", стоимость которого составляет 29 рублей. С учетом того, что при оплате услуг "Скайлинка" $1 считается по курсу Центрального банка, выходит, что стоимость мобильного интернета впервые за всю историю телекоммуникационного рынка России сравнялась со стоимостью доступа через Dial-up. "Мы пошли на это потому, что почасовая оплата более понятна нашим пользователям, чем тарификация трафика", -- говорит генеральный директор ЗАО "Дельта телеком" Геннадий Голант. Впрочем, в "Вэб пласе" пока не чувствуют никакой угрозы для своего бизнеса, указывая, что у них и "Скайлинка" абсолютно разные аудитории пользователей. Зато, по мнению аналитиков, предложение "Скайлинка" вполне может потеснить "Вэб плас" на рынке услуг ADSL-доступа. "Стоимость 'входного билета' примерно одинакова. Цена абонентского оборудования для доступа по технологии ADSL сравнима со стоимостью трубки 'Скайлинка'. Поэтому конкуренция между операторами в этом сегменте вполне возможна", -- считает аналитик ACM-сonsulting Елена Саяпина. В другой крупной телекоммуникационной компании, ЗАО "Петерстар", также занимающей на рынке интернет-доступа заметную долю, новость о "Мобильной безлимитке" восприняли с беспокойством. "Это действительно хорошее предложение. Но пока нашим преимуществом остается то, что модемом оборудован каждый компьютер. А пользователей 'Скайлинка' пока не так много", -- заявили Ъ в "Петерстаре". Схожего мнения придерживается и госпожа Саяпина. "Вот если бы сотовые GSM-операторы сделали стоимость доступа в интернет по такой же цене, то это был бы настоящий прорыв на рынке мобильного интернета", -- считает Елена Саяпина.

Впрочем, вполне возможно, что ждать похожего предложения от GSM-компаний осталось недолго. Каждый из них последовательно наращивает возможности по предоставлению услуг скоростной передачи данных (изначально скорость передачи данных в сетях GSM составляет всего 9,6 кб/c). Все три оператора "большой тройки" уже предоставляют в коммерческом режиме доступ в интернет по технологии GPRS (до 36,6 кбит/c). Стоимость таких услуг составляет $0,19-$0,4 за 1 Мб днем и $0,1-$0,2 ночью. При этом на отдельных участках сети "Мегафона" уже задействована технология следующего за GPRS поколения -- EDGE, позволяющая передавать данные со скоростью до 100 кб/c. Два других оператора "большой тройки" также планируют внедрение этой технологии на своих сетях. В итоге, технологический прогресс и конкуренция между сотовыми операторами может вовсе оставить на обочине рынка наземных интернет-провайдеров и телефонных операторов. Ведь еще несколько лет назад доступ в интернет через сотовый телефон ассоциировался у пользователей с чем-то неудобным и дорогим. Однако бурное развитие рынка сотовой связи привело к тому, что мобильные операторы начинают все активнее теснить наземных провайдеров. Так, число сотовых абонентов уже превысило количество пользователей фиксированной связи -- по итогам 2004 года в России зафиксировано более 70 млн абонентов сотовых операторов, тогда как число подписчиков наземных провайдеров всего 33 млн. Европейские отраслевые аналитики уже не стесняются говорить о том, что сотовые операторы к 2010 году заметно потеснят традиционных телефонных провайдеров. Аналогичный прогноз можно сделать и для отечественного рынка связи. Так, сегодняшняя абонентская плата за пользование фиксированным телефоном составляет 170 рублей, а среднемесячный счет сотовых абонентов, пользующихся препейд-тарифами уже практически сравнялся с этой цифрой и составляет около $7.

Тематики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: