Балтийский калейдоскоп

Рынок ИТ&Т Балтии растет

По данным консалтинговой компании Prime Investment, в 2004 году рынок ИТ&Т в Латвии вырос на 8,9% - до 839 MEUR, в Литве - на 9,1% (до 1,053 млрд. EUR), в Эстонии - на 9,1% (до 767 MEUR). По прогнозам, наиболее стремительный прирост в отрасли в 2005 году будет в Литве. Аналитики полагают, что в этом году латвийский рынок ИТ&Т вырастет на 6,3% - до 892 MEUR, в Эстонии на 9,3% - до 838 MEUR, а в Литве - на 11%: до 1,169 млрд. EUR. Общий прирост в сфере информационных технологий и коммуникаций в странах Балтии в этом году составит 9,2% и будет вторым по величине показателем в ЕС. Первое место, по прогнозам, займет Польша, прирост на рынке которой составит 10,1%.

В основе роста балтийского рынка - возрастающие объемы продаж компьютеров, сетевого оборудования и интегрированных программных решений. Медленнее всего в странах Балтии увеличивается сегмент услуг фиксированных телекоммуникаций. Причем предприятия фиксированной связи уступают свои позиции сотовым операторам.

У Lattelekom будет еще три "дочки"

Латвийское правительство на закрытом заседании приняло решение об учреждении трех дочерних предприятий экс-монополиста фиксированной связи Lattelekom (51% компании принадлежит Латвийской республике, 49% - шведско-финской корпорации TeliaSonera).

До сих пор у Lattelekom было лишь одно дочернее предприятие - Sakaru Sistemas, торгующее коммуникационной техникой. Выделение из общей структуры остальных "непрофильных" направлений долгие годы тормозило агентство приватизации: считалось, что "расчленение" единой структуры может негативно отразиться на рыночной стоимости компании, государственную долю которой планируется продать. Вопрос о сроках и схеме приватизации официально не решен и до сих пор, хотя TeliaSonera, имеющая право первой руки на покупку долей предприятия, постоянно обращается к латвийскому правительству с соответствующими предложениями. Сейчас правительство также отрицает, что процесс реструктуризации предприятия, одобренный на днях - первый шаг к его продаже.

Решено юридически отделить три дочерние компании, ориентированные на "аутсорсинговую деятельность", стопроцентным владельцем каждой из которых будет Lattelekom. Считается, что таким образом Lattelekom повысит свою конкурентоспособность.

Отделены будут самые быстрорастущие, прибыльные и перспективные направления. Во-первых, самостоятельно станет работать "Контактный центр 118". Этот прекрасно оснащенный Call-центр оказывает услуги по заказу местных и зарубежных фирм. Он не только выполняет функции справочной, но и проводит маркетинговые опросы, занимается продажами по телефону, принимает заявки от имени клиента. Lattelekom планирует, что это предприятие станет крупнейшим контактным центром в Северной Европе, и будет обслуживать телекоммуникационных операторов и энергетические предприятия, госучреждения, масс-медиа и т.п.

Второй "дочкой" станет недавно приобретенная Lattelekom ИТ-компания MicroLink Latvija (сделка должна еще быть утверждена Советом по конкуренции). Она будет ориентироваться на крупные государственные проекты "е-управления" в Балтии и Восточной Европе. А также оказывать ИТ-услуги корпорациям.

Третья "дочка" займется созданием и обслуживанием телекоммуникационных сетей: чтобы клиенты не содержали свой штат специалистов, а пользовались аутсорсинговыми услугами Lattelekom.

Операторы встанут в очередь

Латвийская комиссия по Регулированию общественных услуг считает, что на рынке сложилась драматическая ситуация с нумерационной емкостью для сотовых операторов. Как уже писал "Сотовик", на позапрошлой неделе регулятор выделил последние ресурсы и теперь ждет, когда Министерство сообщения выделит "из резерва" дополнительные 300 тыс. номеров. Однако и их явно не хватит. Оператор мобильной связи Tele2 на днях запросил 100 тыс., еще как минимум 200 тыс. просит новый оператор Bite GSM, который начнет работу в конце этого года. Дополнительные номера требуются и виртуальному оператору ZetCom. Операторы готовятся к острой конкуренции, но из-за недостатка номеров не смогут привлекать новых клиентов. Поэтому Регулятор в ближайшее время вынужден будет разработать порядок создания очереди на ресурсы нумерации.

Увеличивается число клиентов Latvijas Mobilais telefons

По данным на 15 мая число клиентов латвийского оператора мобильной связи Latvijas Mobilais telefons (LMT) составило 784 398 - на 146 296 (22,9%) больше, чем год назад. За месяц - с 15 апреля по 15 мая - число абонентов LMT увеличилось на 2,68 тыс. Сеть связи LMT сейчас перекрывает 98,08% территории Латвии и обеспечивает возможность пользования мобильными телефонами 97,41% населения.

Эстонская связь на Ближнем Востоке

Эстонская фирма Regio, которая занимается разработкой систем мобильного позиционирования и действует за рубежом под торговой маркой Reach-U, расширяет деятельность на мировом рынке. Ее решения начали внедрять операторы мобильной связи в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Индии и Румынии. Как заявил Teet Jagomagi, председатель правления Regio Eesti AS,на рынке систем позиционирования наблюдается рост: ведь рано или поздно такие услуги станут предлагать все операторы связи.
Акционерное общество Regio основано в декабре 1990 года. Фирма занимается составлением карт и созданием информационных баз.

Тариф для родителей

Латвийский оператор Latvijas Mobilais Telefons предложил своим абонентам новую услугу под названием "Малыш". В первые 18 месяцев жизни ребенка оператор предлагает значительные скидки для одного из родителей: 50%-ную скидку на абонентскую плату и звонки в сети LMT. Подписаться на услугу можно бесплатно, предъявив свидетельство о рождении малыша.

Мобильный билет

Вскоре жители Латвии смогут ходить в кино, театр и на другие платные мероприятия, предъявляя на входе вместо билета свой мобильный телефон. В Латвии такой сервис в экспериментальном порядке начинает вводить контактный центр Lattelekom - 118.

Сначала владелец мобильного аппарата покупает билет - звонит в операторский центр, отсылает SMS или делает заказ через Интернет (оплата производится расчетной картой). Через несколько секунд на телефон покупателя в виде графического сообщения приходит "мобильный билет" - штрих-код с номером. Он сохраняется в аппарате в виде SMS или MMS. При входе владелец телефона показывает штрих-код на дисплее билетеру и тот считывает информацию с экрана при помощи специального сканера. Номер используется для ручного ввода в том случае, когда не удается прочесть штрих-код.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Рынок ПК, Оборудование, ПО, Регулирование

Ключевые слова: