Японский WiMax в России

Японский торговый дом Sumitomo Corp. решил закрепиться в России в сегменте широкополосного беспроводного доступа. К концу 2005 года компания запустит WiMax-подобные зоны в 5 городах России.

Изначально в планах компании на этот год было 10 регионов. Запуск WiMax-подобных зон еще в 5 городах откладывается на квартал. Об этом ComNews.ru сообщил старший менеджер группы нового бизнеса и инвестиций Sumitomo Катсуя Кашики. Однако причин заминки японский собеседник сообщать не стал, сославшись на то, что компания Sumitomo не афиширует информацию по этому проекту.

По данным ComNews.ru, японский концерн приобрел 50% акций голландской фирмы Enforta, которая, в свою очередь, на 100% владеет московской компанией "Престиж-Интернет", продвигающей бренд Enforta в России. Как заявил ComNews.ru менеджер инвестиционных проектов Sumitomo (Москва) Александр Левченко, проект Enforta подразумевает строительство WiMах-подобных зон в 26 крупных российских городах, исключая Москву и Петербург. В свою очередь директор по маркетингу компании "Престиж-Интернет" Олег Тайнов уточнил, что количество городов в которых компания будет строить WiMах-подобные зоны пока уточняется, по словам собеседника, их может быть от 23 до 30.

Как отметил Олег Тайнов, Sumitomo не единственный инвестор проекта организации WiMах-подобных зон, однако имена остальных инвесторов "Престиж-Интернет" не сообщает. "Наша политика - публиковать только ту информацию, которая будет значима для клиентов, а имена инвесторов и суммы инвестиций нашего клиента не беспокоят. Его больше волнует качество и цена услуги", - говорит Олег Тайнов. Впрочем, он подчеркнул, что инвесторы в той или иной степени связаны с Sumitomo.

Говоря о совместном управлении голландской компанией Enforta Александр Левченко сообщил, что Sumitomo в совете директоров Enforta принадлежит 2 места, кроме того, заместитель генерального директора представляет интересы Sumitomo (эту должность занимает Катсуя Кашики).

Пилотный проект уже запущен в Новосибирске. Бренд Enforta в сибирской столице продвигает фирма "Евгения", приобретенная столичной "Престиж-Интернет" весной 2005 года. В Новосибирске компания сделала ставку на создание сетей беспроводного широкополосного доступа в Интернет, предоставление услуг телефонии и построения корпоративных сетей "под ключ" под торговой маркой Enforta. В ближайшее время планируется запуск подобного проекта в Рязани. Рассуждая о перспективах развития проекта, Олег Тайнов сказал: "Конечно, мы пока ориентируемся на бизнес клиента. Сегодня наш средний ARPU - $250-300, но мы прогнозируем в ближайшее время его снижение до $110-130".

"Престиж-Интернет" сегодня не единственный оператор который организует в России WiMax-подобные зоны. ЗАО "Медиасети" - еще одна компания, которая желает стать федеральным WiMax-оператором. Она реализует услуги беспроводного широкополосного доступа под брендом Unitline. Директор по развитию ЗАО "Медиасети" Александр Григорьев комментирует: "Это очень динамичный рынок. Концепция WiMax подразумевает большое количество операторов, у клиента должен быть широкий выбор. Наши сети уже развернуты в Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, в ближайшее время планируется запуск сети в Москве. Мы надеемся, что скоро услуги беспроводного широкополосного доступа будут доступны частному клиенту. Сейчас наш основной клиент - представители среднего и малого бизнеса, просто на сегодняшний день мы не можем позволить себе ARPU менее $200".

Как отмечает аналитик компании J'son&Partners Борис Очинников, рынок беспроводного доступа был привлекателен еще 5 лет назад. Зачастую операторы, например, GoldenTelecom используют беспроводные системы передачи данных (pre-WiMax, WiMax-ready и др.), как временные решения, пока к объекту не будет подведен кабель. Бориса Очинникова сообщил: "Беспроводные системы передачи данных стоят не так дорого, как может показаться на первый взгляд: стоимость базовой станции и организация сервисной службы может быть порядка нескольких сотен тысяч долларов. Для многих регионов беспроводные системы передачи данных - идеальное решение. Пока уровень доходности этого рынка компаниями скрывается. Известна лишь, что в Москве к лету 2005 г. общая сумма дохода компаний, предоставляющих услуги беспроводной передачи данных, достигла $15 млн".

Все признают тот факт, что рынок WiMax очень динамичный и некоторые компании стремятся закрепиться на нем даже до того, как появится оборудование, сертифицированное WiMax Forum. Такие производители. как Motorola, Alcatel, NextNet Wireless, Alvarion, ZTE и другие, уже объявили о том, что планируют к концу 2005 года сертифицировать WiMax-оборудование. Некоторые из них имеют договоры с российскими операторами (NextNet Wireless с Комет), некоторые только ведут переговоры о поставке оборудования (китайская ZTE).

Компании в борьбе за российский рынок WiMax готовы привлечь не только передовые технологии и маркетинговые ноу-хау, но и специалистов высочайшего уровня. По данным ComNews.ru, в продвижении Enforta в России задействованы известные топ-менеджеры, в том числе мирового уровня. Возглавляет проект Ли Спаркман, создававший в 2000-2002 годах систему продаж в компании "ТрансТелеКом" (ТТК).

Первоначально Ли Спаркман был нанят в ТТК в качестве консультанта, чтобы наладить продажи услуг связи. Однако уже в начале 2001 года его назначили старшим вице-президентом по коммерческой политике. В ТТК его пригласил лично экс-президент компании Виктор Ратников. В 2000 году ТТК делал только первые шаги на рынке, перевоплощаясь из инженерно-строительной компании в оператора связи.

Главной трудностью, по словам топ-менеджера одной из телекоммуникационных компаний, пожелавшего остаться неизвестным, было то, что ТТК в то время не имел готовой команды для работы с корпоративными клиентами. Используя личные связи, Виктор Ратников, пришедший в ТТК с поста президента Global One (ныне - "Эквант"), позвал на работу в компанию нескольких известных специалистов мирового уровня, в том числе и Ли Спаркмана. Также как и Ратников, он пришел в ТТК из Global One, где занимал пост вице-президента, руководителя коммерческих проектов в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. До Global One Ли Спаркман работал финансовым директором европейского отделения компании Sprint Corporation, а ранее входил в число основателей Maynard Electronics.

С проектом Enforta все перевернулось на 180%. Теперь Ли Спаркман пригласил в голландскую Enforta своего бывшего шефа - Виктора Ратникова. Как заметил в беседе с репортером ComNews.ru топ-менеджер, пожелавший остаться неизвестным, пока трудно сказать "на позиции Ратников, или просто участвует в проекте в качестве консультанта - главное он продвигает проект и опыта ему в этом не занимать". "Теоретически бренд Enforta может стать реальным конкурентом на российском рынке", - добавил топ-менеджер.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: