«Инталев» занялся подготовкой кадров

Сегодня в России рынок дистанционного образования только начинает развиваться. В основном данные технологии распространены в университетах. В коммерческой же среде эти вопросы находятся на стадии становления, развитию которого способствует ряд ИТ-компаний, продвигающих учебные порталы. Так, на днях петербургский системный интегратор «Инталев» открыл бесплатный вводный курс по корпоративному менеджменту на своем учебном сайте.

Компания «Инталев» была создана в 1996 году силами команды экономистов из Петербурга. В настоящее время системный интегратор имеет два равнозначных офиса в обеих столицах. Открытие офиса в Северной столице состоялось летом 2006 года. В зону компетенции представительства входит весь Северо-Западный федеральный округ. Кроме того, компания располагает сетью филиалов в России и странах СНГ и разветвленную сеть партнеров. В процессе развития компании «Инталев» был проведен ряд проектов по автоматизации систем управления предприятиями, создана линейка типовых продуктов как в области автоматизации, так и в области консалтинга.

Петербургский интегратор «Инталев» открыл бесплатный доступ к дистанционному обучению на своем учебном портале (tutor.intalev.net). В компании подчеркивают, что бесплатные курсы носят ознакомительный характер и показывают не только функционал и возможности программы, но и дают пользователю первоначальные навыки работы в программе. Бесплатными являются все сервисы портала как необходимые пользователям (участие в мероприятиях портала: форумах, конференциях, а также видеоуроках по пользованию программой), так и полезные разработчикам (участие пользователей в опросах). В основном же курс является платным. В конечном итоге основной целью организации бесплатного вводного курса и в целом учебного портала стала не только популяризация методик и ПО компании, но и повышение уровня пользователей, что предполагает снижение количества обращений в группу технического сопровождения.

Курс обучения «Корпоративный менеджмент: Настройки бюджетного планирования. Формирование управленческой отчетности» по программному продукту «Инталев: Корпоративный менеджмент» предназначен для менеджеров компаний. Учебный курс способствует формированию навыков построения управленческих отчетов, проведения динамического анализа плановых данных, а также анализа системы финансовых, экономических и производственных показателей, системы в целом и по подразделениям.

В процессе разработки авторы ставили перед собой цель создать курс, который даст возможность получения управленческой отчетности в необходимом формате по заданным фильтрам. Как говорят в компании, курс разработан прежде всего для того, чтобы способствовать специалистам в принятии финансовых решений, освобождать время специалистов от рутинных операций, обрабатывая большие массивы данных и предоставлять отчетную информацию в удобной для принятия управленческих решений форме.

Сайт предоставляет обучающимся широкий перечень возможностей, однако, как считают эксперты инвестиционного холдинга «Финам», удобство использования его функционала вызывает сомнения. «Дело в том, что человек, не владеющий на уровне продвинутого пользователя компьютером, не сможет без посторонней помощи в достаточной мере воспользоваться всеми сервисами, которые предлагаются компанией. Таким образом, неподготовленному человеку придется постоянно консультироваться со службой поддержки, чтобы получать знания. Однако с учетом того, что большинство людей, нуждающихся в дополнительном образовании, имеют необходимые навыки работы с техникой, такое бизнес-обучение не составит никаких проблем для пользователей, - прокомментировал эксперт-консультант инвестиционного холдинга «Финам» Леонид Делицын.

Доступ на портал, где предлагаются все курсы компании, является свободным с 1 апреля до конца июля этого года. Пользователи проходят саморегистрацию и приступают к изучению курсов. Среди пользователей, которые зарегистрировались на учебном портале, не только новички, но и компании, у которых находится в промышленной эксплуатации ПО «Инталев». Также среди пользователей учебного ресурса есть представители компаний, которые не являются пользователями ПО разработчика. Заявки поступают от компаний, занимающихся различными видами деятельности: недвижимостью, торговлей и прочим. С момента открытия саморегистрации на портале зарегистрировалось более 250 пользователей, среди них в основном сотрудники IT-департаментов и планово-экономических служб, также консультанты от компаний-партнеров и студенты.

В числе предложенных курсов для интерактивного изучения отметим «Инталев: Корпоративные финансы», «Инталев: Корпоративные Документы и Процессы», «Инталев: Корпоративные Проекты» и многое другое. Каждый курс является частью общей программы сертификации «Инталев: Профессионал» по программным продуктам разработчика. «Для каждого курса указан срок его оптимального прохождения. Так как портал запущен в эксплуатацию сравнительно недавно, онлайн- мероприятия мы планируем проводить с августа текущего года. Что касается поддержки, то пользователи активно обращаются с пожеланиями и замечаниями на линию консультаций службы технического сопровождения», - рассказала руководитель группы технического сопровождения группы компаний «Инталев» Яна Рочкус.

Общая же идея реализации учебного портала ГК «Инталев» возникла у генерального директора компании Алексея Федосеева достаточно давно, однако укрепилась она во время посещения IT-выставки в Ганновере CeBIT 2007, где специалисты разработчика представили аудитории программный продукт «Инталев: Навигатор v1». Для создания учебного портала специалисты компании воспользовались продуктом WebTutor от московского разработчика Websoft. Система является готовым решением для создания системы дистанционного обучения и корпоративного учебного портала. Отметим, что решение WebTutor не является отдельной разработкой компании, а входит в программный продукт WebSoft ERM, автоматизирующий основные бизнес-процессы, связанные с оценкой, обучением, развитием и тестированием персонала.

Основными инициативами, которые проводит компания «Инталев» для продвижения созданного образовательного портала, является распространение информации в тематических изданиях и на порталах.

Если говорить в целом об идее дистанционного обучения, то основной спрос на такие технологии наблюдается в образовательном сегменте, например в университетах. С этой точкой зрения солидарна и г-жа Рочкус: «Если говорить о сегментах, которые чаще всего обращаются к технологиям дистанционного образования, то большую долю здесь занимают вузы. Если рассматривать наиболее востребованные курсы, то это языковые».

По мнению аналитиков «Финам», дистанционное обучение в России достаточно развито, но, опять же, в основном в области изучения языков, кроме того, специалисты отмечают в разделе наиболее востребованных также курсы повышения сертификации. С развитием фондового рынка учебные центры инвестиционных компаний стали также активно предлагать потенциальным клиентам дистанционное образование, призванное научить работе на фондовом рынке. Причем в данном сегменте наблюдается наибольший рост, поскольку работа инвестиционных компаний изначально связана с высокой оперативностью и технологичностью. Что касается бизнес-образования, то оно наиболее широко распространено при получении степени MBA. Однако повсеместное распространение дистанционного обучения наступит тогда, когда ведущие аккредитованные вузы смогут предлагать своим студентам полноценное дистанционное обучение с использованием современных технологий. Это позволит занятым гражданам не терять возможность совершенствования квалификации по причине занятости на работе.

В коммерческих компаниях дистанционное обучение находится, по мнению специалистов «Инталев», на стадии становления. О преимуществах и недостатках дистанционного обучения рассказал Леонид Делицын: «Несомненно, обучение на местах очень удобно и имеет ряд неоспоримых преимуществ. В первую очередь, обучающиеся получают знания в результате непосредственного личного общения с квалифицированным специалистом. Все вопросы, которые обучающийся не смог освоить, он всегда может уточнить у преподавателя в оперативном режиме. Кроме того, личный контакт и комфортная деловая атмосфера позволяет в полной мере закрепить приобретенные навыки именно в той степени, в которой это требуется. Однако не всегда существует возможность проводить очное обучение. Например, сотрудники компании находятся в другом городе или по причине сильной загруженности в течение рабочего дня могут заниматься только поздно вечером. В таком случае оптимальным решением будет дистанционное обучение, когда человек может получать необходимое образование в свободное время и по мере освоения программы сдавать аттестацию преподавателю посредством Интернета. Учитывая, что отрыв от производства либо приглашение преподавателя на предприятие обходится значительно дороже дистанционного обучения, можно говорить о перспективности такого образования. Несмотря на консервативность работодателей, дистанционное образование является более востребованным временем, чем традиционное обучение. По нашим оценкам, сегодня дистанционное обучение получают не более 15 % обучающихся, но уже через 5 лет их доля должна дойти до 50 %».

Отметим, что решениями для дистанционного обучения занимаются в основном западные компании. В число таких входит Hyper method IBS, которая была образована в 1991 году. Разработанными компанией решениями eLearning 3000 на сегодняшний день пользуются порядка 300 организаций в России и за рубежом. Специалисты стали работать в данном направлении с 1999 года, и на данный момент компания продвигает два основных продукта - это e-Learning Server 3000, сервер поддержки дистанционного обучения (LMS) и пакет Learning Office для разработки мультимедийных и дистанционных учебных курсов (см. новость раздела «it обучение» от 14 мая 2008 г.).

Основными заказчиками подобных решений выступают, как уже отмечалось, университеты, корпоративные учебные центры, а также розничные сети, предприятия оборонного комплекса и структуры государственной власти.

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры, Финансы

Ключевые слова: курсы, обучение, университет, IT-обучение, кадры