Растущие дилеры

Пятая часть всех мобильных телефонов, проданных к этому времени в России, продана в первом полугодии 2005 г.
Такие данные привела в своем исследовании дилерская компания "Евросеть". По подсчетам аналитиков "Евросети", на рынке розничных продаж сотовых телефонов в России в первом полугодии 2005 года было продано 16,8 млн сотовых телефонов на сумму $2,6 млрд. "Всего же за все время существования сотовой связи в России на конец 2 го квартала 2005 года было продано в розничных сетях 80 млн. сотовых телефонов", - говорится в сообщении "Евросети".

По данным дилера, за 2 квартал 2005 года было продано 9 млн телефонов, что на 31% превышает аналогичные показатели прошлого года. Однако, эти цифры не совпадают с цифрами группы компаний Divizion. "Отчет Евросети в очередной раз показывает однобокость в оценке рынка, рассматривает рынок, в основном учитывая специфику продаж в своей сети. По данным нашего аналитического отдела, объем рынка во втором квартале 2005 года составил 8,2 млн штук, а рост по самым оптимистичным оценкам -20%", - заявил пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков.

Отчет "Евросети" не вызывает большого доверия не только у конкурентов оператора, но и у аналитиков. Так, аналитик исследовательской компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин, отмечает, что на сегодняшний момент дилер выпускает лишь пресс-релизы, а не отчеты, подтвержденных аудиторами. "Однако это замечание скорее можно отнести к непрозрачности российского бизнеса в целом. А цифра по объемам рынка мобильных телефонов несколько завышена из-за того, что "Евросеть" пытается продемонстрировать инвестиционную привлекательность российского рынка для привлечения инвесторов", - убежден Эльдар Муртазин.

В целом, по данным исследовательской компании Mobile Research Group, в России насчитывается около 14 тыс. точек продаж, 10 тыс. из которых является полноценными салонами связи. Лидерство на дилерском рынке сохраняет "Евросеть", которой принадлежит 24% рынка России, на долю "Связного", Dixis и "Беталинка" приходится 13%, 7% и 6,4% соответственно.

Сотовые дилеры обеспечивают мобильным операторам львиную долю подключений. По данным исследовательской компании J'son & Partners, собственные точки продаж МТС обеспечивают около 20% от общего количества подключений к оператору, а оставшиеся подключения приходятся на дилеров. "ВымпелКом" и "МегаФон" при помощи своих точек продаж обеспечивают около 10% от всех подключений. "Это соотношение вполне логично, поскольку общее число дилерских салонов значительно превышает количество собственных точек продаж операторов", - говорит аналитик J'son & Partners Сергей Савин.

На сегодняшний день дилерский рынок вступил в стадию оптимизации - компании больше не стараются открыть как можно больше салонов связи, а задумываются об их доходности. В итоге нерентабельные точки продаж приходится закрывать. По подсчетам Mobile Research Group, только в Москве за первое полугодие 2005 года суммарно было закрыто около 300 салонов связи. Большая часть закрытых салонов принадлежала "Евросети", "Связному" и Dixis. "При этом для "Евросети" и "Связного" закрытие салонов не столь очевидно, поскольку вместо закрытых салонов открывались новые. А вот количество салонов Dixis в Москве уменьшилось за год более чем в два раза - до 40. Это отчасти связано с тем, что рынок в столице уже поделен, и отчасти - с необходимостью вкладывать средства в развитие региональных сетей", - прокомментировал Эльдар Муртазин.

Подтверждением слов аналитика являются планы Dixis . В компании заявляют, что в их планы входит активное продвижение программы франчайзинга и расширение региональной розничной сети до 700 точек в период до конца 2005 года.

Безоговорочное предпочтение франчайзингу отдает российская франчайзинговая сеть розничной продажи сотовых телефонов "Цифроград", полтора года развивавшаяся в российских регионах. На сегодняшний день "Цифроград" занимает 7% рынка франчайзинговых сетей розничной продажи сотовых телефонов. "Благодаря тому, что компания сделала ставку на франчайзинг, она имеет большую маневренность и возможность вовремя отказаться от нерентабельного салона. Скорость распространения этой сети по регионам напоминает лесной пожар", - говорит Эльдар Муртазин.

В июне 2005 г. "Цифроград" объявил о выходе на рынки Петербурга и Москвы. Основным владельцем проекта "Цифроград" является московская компания по продаже телекоммуникационного оборудования "Северен". Первый салон под маркой "Цифроград" открылся осенью 2003 года в Екатеринбурге. Сегодня под маркой компании работает более 350 "центров" мобильной электроники в 80 периферийных городах России. Топ-менеджеры компании уже заявляли о своем намерении до конца 2005 г. увеличить свою сеть до 700 точек.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг