Кадровый контакт. Социальная сеть занялась онлайновым рекрутингом

Недавно в Рунете стартовал проект «вШтате.ру», разработанный кадровым подразделением социальной сети «вКонтакте» «Профессиональные контакты». Ресурс представляет собой рекрутинговый портал, который займет определенное место на рынке, по мнению экспертов, при условии серьезных маркетинговых вложений. Конкуренцию данному сервису в Рунете составят как классические сайты по поиску работы, так и ресурсы, соединяющие функционал социальных сетей и рекрутинга.

На днях команда проекта «вКонтакте» (vkontakte.ru), штаб-квартира которого находится в Петербурге, вывел на рынок сервис «вШтате.ру». Отметим, что одним из отделов проекта является кадровое подразделение «Профессиональные контакты», специалисты которого и занимались разработкой данного сервиса. Информация о существующем дочернем кадровом агентстве «Профессиональные контакты» уже проникало в публикации sbpIT.ru. По данным портала, агентство приносит создателям сайта несколько десятков тысяч долларов прибыли (см. новость раздела интернет-сайты от 10 июня 2008 г.).

Работы по проекту «вШтате.ру» началась еще в ноябре 2007 года, когда специально для «Профессиональных контактов» были разработаны инструменты для поиска кадров по базе данных «вКонтакте». Ресурс «вШтате.ру» предназначен для работодателей и соискателей. Для последних проект предоставляет возможность составлять и обновлять резюме, кроме того, создает условия постоянного пассивного поиска вакансий в определенных областях, а также активного поиска по должностям, компаниям и сферам деятельности. Для работодателей ресурс представляет собой базу данных обновляющихся резюме, набор инструментов для активного и пассивного поиска кандидатов, хранения и работы с динамическими резюме.

Сегодня способ поиска кандидатов через развивающиеся виртуальные социальные сети является одним из новых и востребованных в работе HR. Президент группы компаний HeadHunter (hh.ru) Юрий Вировец рассказал о роли социальных сетей в ректрутменте: «По разным исследованиям, даже в самой интернетизированной стране - США - до 50 % всех случаев найма на работу происходит по знакомству. Социальные сети – это катализатор межличностного общения, и поэтому с их помощью часть коммуникации при поиске работы по знакомству будет происходить через Интернет. Впрочем, Интернет и так уже давно используется в этом процессе, правда, в виде других инструментов – электронной почты и интернет-пейджеров. Теперь их дополнят социальные сети. Однако поиск по невнятной информации из профайлов в соцсетях и проверка рекомендаций имеют смысл только для очень небольшой части нанимаемых сотрудников. Для большинства кандидатов ничего этого не делается, потому что у HR-менеджеров просто нет на это времени. В «промышленном» рекрутменте, т.е. когда набирается много десятков сотен или тысяч кандидатов в месяц, нужна качественная информация и удобные методы ее фильтрации. Чистый user-generated content без редакторской работы не способен создать по-настоящему надежный источник информации. Поэтому для полноценной рекрутерской работы нужны специальные инструменты, и это не социальные сети. По мере развития job-сайты будут использовать социальносетевые элементы внутри себя для того, чтобы упростить коммуникацию работодателей и соискателей. Сами же социальные сети будут использоваться job-сайтами как трафикогенераторы, как это происходит сейчас с почтовыми службами, каталогами и поисковиками».

Данное мнение разделяет и руководитель проекта «Работа@Mail.ru» Алена Владимирская: «В социальных сетях пользователи хотят общаться, а не решать реальные жизненные проблемы. Поэтому среднестатистический посетитель Рунета проблему трудоустройства сегодня по-прежнему решает с помощью специализированных рекрутинговых сайтов. Сервис «вШтате.ру» пока только заявил о себе - не более. Если ресурс начнет более или менее серьезно развиваться, начальный интерес рекрутеры к нему проявят, но вот что будет дальше, неясно».

Как говорят в инвестиционном холдинге «Финам», этот проект вряд ли сможет заниматься трудоустройством топ-менеджеров. Скорее всего, агентство будет конкурентоспособно там, где требуются молодежь - недавние выпускники вузов, старшекурсники.

С другой точки зрения, тренд интеграции социальных сетей и рекрутинговых агентств будет актуален, так как сегодняшние работодатели заинтересованы в формировании не только реальных, но и потенциальных соискателей. Так, Mail.ru создал самостоятельный рекрутинговый проект «Работа@Mail.ru» и интегрировал его с одной из лидирующих социальных сетей «Мой Мир@Mail.ru». Посетителям социальной сети демонстрируются вакансии, при этом используется таргетинг по городу, профессии и интересам пользователей. Заинтересовавшиеся же перенаправляются на рекрутинговый проект, где они уже могут наладить контакт с HR-специалистами с помощью необходимых инструментов и сервисов (резюме, разные уровни доступа к ним, история просмотра вакансий и резюме и т.п.).

«Еще несколько лет назад таких сервисов у нас просто не существовало, теперь же они становятся все более популярными. С одной стороны, такому ресурсу будет непросто завоевать большую аудиторию, так как на сегодняшний день в Интернете уже существует несколько сайтов по поиску одноклассников, коллег и др., которые зачастую используются как средство поиска работы. Необходимо четко понимать, чем данная виртуальная социальная сеть будет выгодно отличаться от остальных. С другой стороны, если ресурс «вШтате.ру» будет представлен с использованием бренда «вКонтакте», то шансы на успех высоки, поскольку данный проект уже имеет огромную аудиторию», - считает ведущий специалист дирекции по работе с персоналом OXS (ГК «Оптима») Наталья Калинкович.

«Мы считаем шансы «вШтате.ру» по завоеванию рынка рекрутинга чрезвычайно высокими при условии, если «вКонтакте» сумеет извлечь выгоды из огромной пользовательской базы и проведет правильную маркетинговую кампанию, сумеет правильно позиционировать этот ресурс», - прокомментировал эксперт-консультант инвестиционного холдинга «Финам» Леонид Делицын. Так, в числе условий, при которых продвижение проекта будет успешным, Алена Владимирская отмечает необходимость наличия специально обученных модераторов и менеджеров по продажам, понимающих особенности рекрутингового рынка. Во-вторых, по мнению специалиста, необходимо каким-то образом убедить рекламодателей и посетителей, что в социальных сетях можно не только общаться, но и искать работу, а это требует серьезных маркетинговых вложений.

Если говорить о конкуренции, то, по мнению специалистов OXS и Mail.ru, в качестве конкурентов проекта будут выступать как специализированные сайты по поиску работы, давно зарекомендовавшие себя на рынке и являющиеся проверенным способом подбора специалистов и поиска вакансий, так и ресурсы, совмещающие в себе функции простого общения и формирования профессиональных контактов, например «МойКруг».

В Mail.ru не считают, что открытие «вШтате.ру» сколько-нибудь существенно отразится на трафике социальной сети. Скорее, это один из первых шагов к монетизации этой социальной сети. «Посещаемость ресурса со стороны соискателей может оказаться не ниже, чем у самых популярных ресурсов поиска работы: от 100 до 150 тыс. человек в день. Работодателей, очевидно, будет на порядок-два меньше», - резюмировали в «Финам».

Отметим, что по данным группы компаний HeadHunter, объем рынка электронного рекрутмента в прошлом году составил $30-35 млн. Сегмент растет достаточно активно - ежегодно примерно на 150 %.


Подробности

Социальная сеть «вКонтакте» (vkontakte.ru) была разработана братьями Дуровыми в 2006 году в Петербурге и изначально была ориентирована на студентов местных вузов. При этом один из основателей и сейчас лицо «вКонтакте» Павел Дуров в свое время стал известен петербургской аудитории Рунета как создатель студенческого форума Durov.com, который представляет собой хранилище ответов к экзаменам по гуманитарным специальностям. Другим проектом стал сайт СПбГУ (spbgu.ru), который является одним из крупных вузовских сообществ. Как говорят разработчики, основная задача проекта «вКонтакте» состояла в том, чтобы предоставить пользователям возможность размещать личную информацию о себе и таким образом находить знакомых. В сентябре 2006 началось бета-тестирование проекта. Сейчас «вКонтакте» является состоявшейся социальной сетью, и, по статистике ведущих рейтингов, количество ежедневных просмотров страниц ресурса превышает статистику таких проектов, как «Яндекс» и «Рамблер». По сведениям Liveinternet, ежедневно сайт посещают от 4 млн человек и более, 41 % посетителей находится в Москве, 26 % – в Петербурге; 18 % посетителей младше 19 лет, самая популярная категория пользователей – люди от 19 до 25 лет (28 %) и 11 % составляет аудитория от 25 до 35 лет.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Кадры, Web

Ключевые слова: онлайн, ВКонтакте, веб