Сотовый июнь Петербурга

Первый летний месяц стал весьма урожайным для операторов и их дилеров как по всей России, так и в Петербурге. Несмотря на некоторое уменьшение количества совместных маркетинговых акций и преодоление рубежа 100%-ного проникновения в Северной столице, снижения уровня подключений не произошло – количество проданных контрактов примерно равно показателям начала второго квартала.

По данным аналитического агентства AC&M Consulting, ожидавшегося спада прироста абонентов в результате большого оттока пользователей, подключенных в рамках новогодней кампании, не произошло. Всего российские сотовые операторы подключили к своим сетям в июне 4,4 млн пользователей, что больше майских результатов на 0,5 млн. Проникновение услуг сотовой связи в России выросло до 67%. Рынки Москвы и Петербурга продолжают расти. На конец мая уровень проникновения услуг сотовой телефонии в этих регионах находился на уровне 118 и 102 SIM-карты на 100 человек соответственно.  По оценкам агентства, наибольшее количество пользователей в июне подключила компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), причем как в целом по России, так и в регионах, включая Петербург.

Всего в Петербурге на конец июня насчитывалось 6488 млн пользователей сотовой связи (месяц назад их было 6366 млн), и уровень проникновения вырос с 100,4% в мае до 102,3% в конце июня. Чистый прирост абонентской базы операторов с учетом оттока составил, по данным AC&M Consulting, у «Билайна» в Петербурге – 47,6% (в целом по России – 41%), у «МегаФона» - 29,3% (22,5%), у Мобильных ТелеСистем – 14,9% (23,9%), соответственно. Таким образом, доли петербургского рынка, по оценке специалистов агентства, распределились следующим образом: Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» занимает 41,3% рынка, Мобильные ТелеСистемы – 32,1%, «Билайн» - 19,7%. 5,4% абонентов у Теле2 GSM, 1,5% - у «Скайлинка».

В течение всего июня операторы Петербурга вели достаточно активную маркетинговую политику. Так, уже 1 июня Мобильные ТелеСистемы объявили о снижении цен на тарифных планах группы «МТС. Оптима» с федеральными номерами в Петербурге и Ленинградской области. На обновленных тарифах «Оптима День +» и «Оптима Универсал +» изменения затронули как стоимость минуты разговора, так и абонентскую плату. Она составила  $1,99 в месяц. На тарифном плане «Оптима Универсал +» была установлена новая цена на местные и мобильные вызовы: $0,10 за минуту разговора в дневное время и $0,05 за минуту разговора вечером (все цены указаны без НДС). На тарифе «Оптима День +» минута разговора внутри сети теперь стоит $0,06, а при подключении услуги «Мобильный Петербург» эта же цена будет установлена на звонки абонентам других сотовых операторов Петербурга. Среди других нововведений – увеличение «Любимых номеров». Так, с 1 июня количество «любимых номеров», включенных в абонентскую плату, на тарифном плане «Оптима День +» увеличено до трех. Стоимость вызова на «любимый номер» составляет $0,04 за минуту разговора.

А спустя еще несколько дней МТС запустили новый тариф без абонентской платы «Хот Джинс». Основной особенностью тарифного плана «Хот Джинс» стала низкая цена при любых звонках внутри домашнего региона в выходные и праздничные дни, а также в ночное время. Так, для петербургского абонента минута разговора в льготное время обойдется всего в $0,03 для тарифного плана с посекундной тарификацией с 61-й секунды и $0,04 для тарифного плана с посекундной тарификацией с 1-й секунды. Льготным временем на данном тарифном плане считается период с 24.00 до 7.00 (в рабочие дни) и круглосуточно в выходные и праздничные дни. При этом абонент может звонить по указанным ценам не только на мобильные номера, но и на номера операторов фиксированной связи своего региона.

С середины июня компания Теле2 GSM объявила о запуске сезонного предложения «Летний прорыв», суть которого в снижении стоимости звонков на мобильные телефоны и SMS. В рамках предложения «Летний прорыв» абонентам, обслуживающимся на тарифе «Мечта», предоставляется возможность совершать звонки на мобильные телефоны, а также отправлять SMS по цене $0,015 в течение всего лета и начала осени – с 15 июня до 30 сентября. В обычное время мобильные соединения тарифицируются здесь по цене $0,025, а городские звонки стоят $0,1 в минуту. Кроме того, в рамках этого же предложения снижена абонентская плата на тарифном плане «Круг» (особенность данного тарифа – все внутрисетевые звонки бесплатны) с $6 до $4, срок действия скидки 30 сентября.

А в самом конце месяца, 27 июня, «Билайн» представил общефедеральный тариф «Простые вещи», основной особенностью которого стала стоимость исходящих соединений $0,02 после трех минут разговоров в день. Первые три минуты могут накапливаться из нескольких совершенных разговоров, а при достижении ежедневного трехминутного порога абонент получит соответствующее SMS-уведомление о снижении тарифа. Правда, цена в $0,02 действительна лишь до конца октября, но сам принцип сниженной тарификации всех соединений после трех минут в сутки останется и дальше.

Петербургские дилерские сети реализовали в июне более 255 тыс. контрактов, что почти равно показателям начала второго квартала. Состав первой «пятерки» игроков и их расположение в рейтинге остались прежними. Так, традиционно на первом месте – компания «Евросеть» с 52,8 тыс. проданных контрактов. За ней следует «Ультра», в салонах которой приобрели стартовые пакеты операторов почти 45,5 тыс. клиентов. Сеть «Связной» немного отстала от обладателя второго места - этот дилер подключил 44,6 новых абонентов. На четвертом месте – компания «Телефорум», которой удалось реализовать более 32 тыс. контрактов, а замыкает «пятерку» «Диксис» с показателем чуть менее 30 тыс.

При этом дилерские сети сместили акцент маркетинговой активности с кампаний, направленных на увеличение числа новых подключений на акции, проводимые совместно с вендорами. Так, среди мероприятий с операторами связи следует упомянуть акцию сети «Ультра» совместно с МТС: с 16 июня каждому подключившемуся на контрактные тарифы МТС и тарифные планы семейства «Джинс» в салонах связи «Ультра» предоставлялся подарок - возможность бесплатно загрузить мобильный контент на общую сумму 3000 рублей. Одновременно та же сеть проводила акции с корпорацией Siemens - акция «Eсть что сказать» (в ее рамках при покупке телефона Siemens в подарок вручалась карта оплаты на выбор и проводился розыгрыш нескольких комплектов бесплатных разговоров в течение года) и акция «Черный элемент» - при покупке Siemens A65 клиент получал футболку. Также была проведена акция с Pantech.

В сети «Телефорум» весь июнь каждому, кто подключался к «Билайн» на тарифный план Би+ GSM  или Би+ Прайм,  была вручена в подарок дополнительная активированная карта оплаты номиналом $5. С вендорами этот дилер провел в июне акции: с LG - "Твой мобильный караоке" (каждый покупатель телефона LG получал гарантированный подарок - диск караоке и возможность выиграть DVD-плеер или музыкальный центр) и с Pantech - "Весь мир на ладони" (каждый покупатель  телефона Pantech получал гарантированный подарок - билет на аттракцион «Свободное падение» в парке аттракционов «Диво-остров», а также участвовал в розыгрыше главного приза - поездки в Диснейленд во Францию).

Сеть «Диксис» проводила совместную кампанию с Nokia (NokiaLab), в результате которой рост продаж телефонов этого производителя в июне составил 59,38%, а по акционной модели Nokia 3230 продажи увеличились на 163%. Кроме того, дилер участвовал в мероприятии Samsung «Свяжись со спортом». В результате проведения акции продажи телефонов Samsung в петербургских салонах сети увеличились на 22,5%.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: