Телекомам замерили "стратегичность"

Российский институт экономических стратегий совместно с журналом "Экономические стратегии" подготовил "Рейтинг 50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний", работающих на всех направлениях российского телекоммуникационного рынка. Как утверждают в ИНЭС/ЭС, основным критерием рейтинга является способность компаний к стратегическому управлению и планированию, а динамика рейтинга отражает "воплощение стратегических планов компаний в реальность".

В десятке лидеров рейтинга присутствуют представители всех направлений телекоммуникационного рынка: операторы мобильной связи, например, компания "Мобильные ТелеСистемы" (получившая первое место с результатом 86,3 балла и рейтингом AAA), "ВымпелКом" (83,7, AAA) и "МегаФон" (76,7, BBB); операторы спутниковой связи, например, "Космическая связь" (79,7; ABB); интернет-провайдеры и поставщики услуг передачи данных, например, "Голден Телеком" (74,5, BAB); производители коммутационного оборудования, например, Huawei Technologies (72,7, BBB), а также операторы фиксированной связи, например, "Гарс Телеком" (72,5 балла, ABB).

Директор по PR и рекламе журнала "Экономические стратегии" Олеся Ткаченко поведала репортеру ComNews.ru о принципах составления рейтинга: "Сначала экспертами ИНЭС отбирается 50 компаний. Затем этот список посылается аналитикам, с тем, чтобы они дали компаниям свою оценку. В составлении рейтинга принимают участие также отдельные компании из списка, которые тоже дают оценку, как другим участникам рейтинга, так и самим себе". Остается, впрочем, не вполне понятным, почему принять участие в опросе и выставлять оценки себе и конкурентам позвали лишь отдельные компании из 50-ти, отобранных для участия в рейтинге.

Каждую из компаний оценивают по 100-бальной системе. Причем из этих 100 баллов 30 приходится на оценку способности компании к постановке целей (развитие собственной сети, охват территории и максимальный охват существующих и потенциальных клиентов услугами компании и др.), 30 - на ресурсы (финансовые, материальные, человеческие) и 40 баллов - на способность к реализации намеченных планов. Три буквенных коэффициента отражают достижения компании по каждому из критериев. обозначают уже собственно качество стратегического управления по тем же трем критериям.

Сами участники рейтинга особого энтузиазма по поводу того, что в ИНЭС/ЭС оценили их стратегичность, не выразили. Пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Марина Белашева высказалась о рейтинге достаточно скептически, обосновав свое мнение тем, что никогда не слышала ни о существовании самого рейтинга, ни о существовании организации, его составившей. Директор по связям с общественностью компании МТС Павел Нефедов в своих оценках был более лоялен, что, по всей видимости, объясняется первой позицией в рейтинге. "Это хорошая возможность сравнить оценку экспертов с самооценкой компании, и это повод подумать о будущем", - сказал Павел Нефедов.

Опрошенные ComNews.ru аналитики рынка выразили сомнение в ценности рейтинга ИНЭС для отрасли. "Смысла в рейтинге, в котором оцениваются и операторы и производители коммуникационного оборудования одновременно, я не вижу, - сказала аналитик ACM-consulting Елена Саяпина, - определенные вопросы вызывает и третье место "Ростелекома".

Евгений Соломатин директор по развитию аналитической компании "Коминфо Консалтинг", участвовавший в подготовке рейтинга в качестве эксперта, обратил внимание на специфический подход института к составлению рейтинга, в основе которого лежит критерий "стратегичности". "Сама методика довольно хорошо обоснована. Но мне не совсем понятен принцип отбора компаний. Непонятно, каким именно образом компании попадают в те 50, которые далее рейтингуют эксперты. Кроме того, в списке, предоставленном экспертам для ранжирования, значились компании "Комстар Объединенные Телесистемы" и "Голден Лайн", что, в принципе, неправильно, поскольку последняя входит в состав первой", - поделился своими впечатлениями от рейтинга Евгений Соломатин.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь

Ключевые слова: