Компания «Телефорум» была основана в 1998 году в Петербурге как оптово-розничная сеть по продаже средств связи. В настоящее время в группу компаний «Телефорум» входит оптовое, розничное и сервисное подразделения. Кроме Ростова и Краснодара, оптовые представительства компании работают в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Самаре, Уфе, Новосибирске. «Телефорум» имеет прямые дистрибьюторские контракты с такими производителями сотовых телефонов, как Nokia, Samsung, Motorola, Siemens, Alcatel, Panasonic, Pantech, LG Electronics, Sharp, Philips. В 2004 году «Телефорум» первым в России начал самостоятельные поставки мобильных терминалов для сетей IMT-MC-450. До сих пор розничная сеть состояла примерно из 70 торговых точек в Петербурге и Ленинградской области, а также фирменного салона Nokia в Москве. Площади торговых помещений – от 15 до 150 кв. м. Кроме того, имеется сеть авторизованных сервисных центров, которая представлена сервисным центром в Москве и двумя - в Петербурге. Сервисные центры авторизованы Nokia, Motorola, Samsung, Pantech, LG.
Напомним, Северо-Западный регион – родина розничной сети компании «Телефорум», которая действует на рынке региона более шести лет. Как сообщает пресс-служба компании, в результате продуманной маркетинговой политики и активного развития сети «Телефорум» в течение нескольких последних лет традиционно входит в пятерку крупнейших дилеров Петербурга по количеству салонов, объемам продаж телефонов и контрактов операторов связи.
«Важными чертами компании «Телефорум», позволившими ей добиться успеха на петербургском рынке, являются широкий ассортимент во всех салонах и продажа продукции, предназначенной исключительно для России, постоянное участие в совместных маркетинговых программах с операторами и производителями. Традиционно квалифицированный персонал не имеет установок на «коммерческое продвижение» той или иной продукции или услуги», - сообщили представители компании. Также они подчеркивают, что у «Телефорума» имеются собственные сервисная служба и оптовое подразделение, что дает возможность реализовывать продукцию по доступным ценам и осуществлять весь спектр необходимого гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Первые салоны в Ростовской области откроются под брендом «Телефорум» 24 августа 2005 года. В Краснодаре официальное открытие первого магазина розничной сети состоялось 13 августа 2005 года. Следующими городами, где будут открыты салоны «Телефорум», станут Таганрог, Азов, Шахты, Батайск и некоторые другие. Причем уже в первую неделю работы в Ростове-на-Дону и Краснодаре откроется по 3 торговые точки. До конца 2005 года Телефорум планирует увеличить суммарное число магазинов в Ростове и Краснодаре до 30, а в Санкт-Петербурге до 90.
Следующим шагом после освоения Юга России станет развитие розничной сети «Телефорум» в крупных городах с населением более одного миллиона человек на Урале и в Сибири. При этом параллельно будет происходить не менее активное развитие на Северо-Западе.
«Успешный опыт работы на рынке Северной столицы позволяет руководству компании уверенно прогнозировать положительную динамику развития региональных розничных представительств, даже несмотря на довольно высокий уровень конкуренции. Также следует отметить, что в Ростове-на-Дону и Краснодаре давно действуют оптовые представительства компании, поэтому мы имеем опыт продаж на рынках этих регионов и знаем их особенности, - отмечает управляющий розничной сетью «Телефорум» Игорь Алехин. – В связи с тем, что рынки Москвы и Петербурга близки к насыщению, мы видим основные перспективы развития именно в регионах России и в ближайшее время планируем уделять этому направлению повышенное внимание».
Необходимо отметить, что рынки двух южных регионов, где планируется первоочередное открытие розничной сети, весьма несхожи между собой и имеют свои особенности. Так, по данным аналитического агентства AC&M Consulting, на конец мая в Краснодарском крае насчитывалось около 4 млн абонентов сотовой связи, а проникновение составило 79%. Прирост абонентской базы за три месяца, начиная с февраля, составил 25%, и доли рынка распределились там следующим образом: лидером рынка являются «Мобильные ТелеСистемы», которым принадлежит 77% абонентской базы, на втором месте – «ВымпелКом» с 15%, а ОАО «МегаФон» занимает 7% рынка. Остальных абонентов делят между собой «СМАРТС» и «СкайЛинк». В Ростовской области на конец мая этого года зафиксировано порядка 2,8 млн абонентов, и проникновение составило 64%. Прирост абонентской базы за три месяца составил 12%. Доли рынка распределились так: «ВымпелКом» занимает 36%, за ним с отрывом менее 1% следует ОАО «МегаФон», МТС владеет 23% рынка, «Теле2» - 5%, Ростовский Сотовый Телефон (сеть стандарта NMT) - менее 1%.
При этом только в Ростовской области насчитывается не менее семи игроков. Это такие известные федеральные сети, как «Евросеть», «Связной», «Ультра», «Телефон.ру», «Беталинк», а также местные компании – «Перекресток» и «Мобайл». Как сообщили в пресс-службе компании «Евросеть», первый салон этого дилера был открыт в Краснодаре в феврале 2003 года, а в Ростове - в марте. На данный момент в Ростове работают 36 салонов связи «Евросеть», а в Краснодаре их 30. «Связной» представлен в Ростове 21 салоном, и еще 8 точек расположены в крупных городах области, таких как Шахты, Батайск, Новочеркасск. Одна из наиболее крупных местных сетей – «Мобайл» – обладает 15 салонами в самом Ростове и 30 точками в городах области: Таганроге, Донецке, Новочеркасске, Шахтах и др.
Следует отметить, что в Ростовском регионе присутствует еще одна сеть, родиной которой является Петербург – это федеральная сеть салонов «Ультра». Сейчас она также представлена в Петербурге и Ленинградской области, Самаре, Тольятти,
Новосибирске, Казани и Екатеринбурге и насчитывает 160 салонов. Из них в Ростове и области (Новочеркасск, Шахты, Азов) находятся 28 салонов, первые из которых появились там в июне 2004 года. Теперь компания открывает в регионе в среднем по 2-3 салона в месяц. При этом на Ростовский филиал распространяются все федеральные акции, проводимые в сети салонов «Ультра». По собственным оценкам, доля рынка компании в регионе колеблется от 10 до 15% в зависимости от месяца и рекламной активности. По словам директора по маркетингу федеральной сети салонов «Ультра» Дмитрия Карманова, особенностью ростовского рынка является преобладание спроса на бюджетные решения, как в области мобильных телефонов, так и тарифов операторов. «Этим ростовский регион отличается не только от Москвы и Петербурга, но и от большинства других регионов России», - считает г-н Карманов.
В то же время среди достаточно крупных дилерских сетей, действующих в России, некоторые развиваются по франчайзинговой схеме. Одной из них является достаточно молодая сеть Divizion. К июню 2005 года под этим брендом было открыто более 150 салонов. Пресс-секретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков считает: «На сегодняшний день выход компаний в регионы является одной из главных тенденций рынка. И решение компании «Телефорум» представляется вполне логичным шагом. Но, по нашему мнению, решение о развитии региональной сети было принято сравнительно поздно. Сейчас уже рынки некоторых регионов приближаются к насыщению и выход на них становится весьма капиталоемким процессом. Южный федеральный округ в этом отношении является идеальным примером такой ситуации. Еще одним камнем преткновения для компании станет неизвестность марки «Телефорум» в регионах. Чтобы занять определенную долю на рынке того или иного региона, компания должна будет вложить значительные инвестиции, увеличить рекламно-маркетинговые бюджеты и т.д. Но в любом случае мы желаем компании «Телефорум» успехов, так как все равно от выхода нового игрока в регион выигрывает в итоге конечный потребитель».