Северная столица становится антипиратской

В петербургском сегменте Рунета активизируется специализированный веб-проект Nofake.org, который запущен при участии администрации города в рамках программы взаимодействия в области защиты прав интеллектуальной собственности между Петербургом, Финляндией, Швецией и Данией. По мнению экспертов рынка, данный проект за время существования не нашел широкого отзыва аудитории, однако подобные порталы могут иметь резонанс в данном направлении. Отметим, что это не первая инициатива, реализованная на городском уровне, которая направлена на борьбу с пиратами. В частности, можно вспомнить, что после «чистки» розничных сетей, торгующих аудио- и видеопродукцией, в Петербурге резко снизился объем контрафактной продукции, что отличает его торговый ландшафт сейчас, например, от Москвы.

Напомним, что контрафактной продукцией является любой несанкционированно скачанный и распространенный аудиовизуальный контент. Сейчас с развитием высокоскоростного доступа в Интернет уровень проникновения онлайн пиратства в ряде регионов России превышает 80 %.

Задачами Nofake.org, как указано на самом сайте, является проведение семинаров и учебных курсов по содействию в развитии системы защиты прав интеллектуальной собственности (ИС) в Петербурге в интересах представителей малого и среднего бизнеса, городской администрации, специалистов по ИС и других кампаний по повышению информированности населения в вопросах пиратства. Также сотрудники Nofake.org занимаются организацией онлайновых курсов обучения данной проблематике. Кроме того, весь контент проводимых мероприятий размещается на соответствующем веб-представительстве.

nofake.org


Сайт Nofake.org был создан в рамках проекта под названием «Развитие системы защиты интеллектуальной собственности и развитие взаимодействия в данной области между Санкт-Петербургом, Финляндией, Швецией и Данией», который координирует Балтийский институт Финляндии. Проект стартовал в августе 2007 года и продлится до октября 2009-го. Отметим, что финансирование идет от Министерства занятости и экономики Финляндии и Совета министров северных стран в рамках «Программы повышения уровня компетентности и развития сетевого сотрудничества на Северо-Западе России». Со стороны Петербурга проект поддержала городская администрация.

Если оценивать функционал сайта, отметим, что основной рубрикой портала является новостная лента, в которой размещаются как анонсы, так и отчеты о проведенных мероприятиях. Также пользователю предоставляется информация о видах пиратства, ущербе от подобных действий и способах борьбы с контрафактом. По мнению некоторых экспертов, несмотря на то что сайт функционирует уже некоторое время, его функционал недостаточно проработан. Для удобства пользователей можно было бы добавить такие интерактивные сервисы, как блоги, форум, а также возможность посетителям пополнять контент портала при условии соответствующей модерации сотрудниками Nofake.org.
 
Как говорят наблюдатели веб-рынка, данный проект трудно назвать «антипиратским сайтом № 1 в России», как это заявлено на портале. «В сети не наблюдается большого количества откликов, которые, в принципе, должен был вызвать проект с таким громким статусом - ведь тема весьма злободневная, – заметила менеджер по развитию Spbnet Ирина Зимицкая. - Больше шума производят публикации о пиратстве новостных и ИТ-ресурсов или блогов. На сайте явно недостаточно информации и размещена она небрежно, нет никаких интерактивных сервисов».

Отметим, что, как заявлено на портале Nofake.org, основной целевой аудиторией проекта являются молодые люди. По словам г-жи Зимицкой, такие пользователи и являются самыми активными потребители, а по новому законодательству и производителями контрафактной продукции. «Однако, судя по отчетам в конкурсе антипиратского плаката, организованном сайтом, судя по фотографиям, приняли участие совсем не молодые люди. А в разделе «интервью со звездами» размещен единственный материал - беседа с Александром Дольским. Это не значит, что Александр Александрович звездой не является, это говорит о небрежном подходе к отбору контента для конкретной целевой аудитории и о том, что пока сайт эту аудиторию привлечь не смог», - прокомментировала Ирина Зимицкая.

Юрист копирайтингового PR-агентства «Вебконтент.ру» Дарья Кочетова ранее не была хорошо знакома с проектом Nofake.org, но, изучив сайт, специалист предположила, что его основная цель - антипиратский PR. «Сложно представить, каким образом общественная организация может реализовать такую цель, как «Укрепление сотрудничества по вопросам защиты прав ИС между таможенными и правоохранительными органами России и северных стран». По-моему, это утопия. Какая-то информация, конечно, там есть, но я бы не назвала ее эксклюзивной. В принципе, это прописные истины. Вроде бы все знают, что качать бесплатно из сети лицензионный контент - это не очень хорошо. В целом если сайт действительно преследует просветительскую функцию, то неплохо было бы дать ссылки на нормативный материал, указать, почему определенные действия являются незаконными, привести практические примеры борьбы с пиратами и результаты этой борьбы. В практической сфере - устраивать семинары, конференции и т. п. Хотелось бы больше конструктивной информации - факты, сведения, комментарии. Меньше художественных сочинений и больше практицизма», - сообщила  г-жа Кочетова.

Однако, как считает редактор копирайтингового PR-агентства «Вебконтент.ру» Ольга Копцева, инициатива создателей портала, анонсирующего проблему цифрового пиратства, очень своевременна: «Сайт я обнаружила несколько месяцев назад, когда вела работу над книгой о защите авторских прав в Интернете. Главное достижение портала по борьбе с контрафактом заключается в умении доступно и оригинально донести идею: «Пиратская продукция, которую ты покупаешь в переходе метро, нарушает авторские права ее создателей, наносит ущерб компании-производителю и ударяет по экономике страны». Время покажет, достаточными ли являются данные аргументы в пользу покупки лицензионных дисков и отказа от скачивания бесплатного контента». Но, по мнению представителя одного из крупнейших в мире рекламных агентств, большинство формулировок на сайте являются некачественными, написанными с ошибками и пр. Кроме того, как заметили в агентстве, информационные посылы недостаточно убедительны, и, соответственно, резонанс сайта минимизируется в силу того, что на сегодня лицензионные диски не имеют бенефитов. «Сейчас скачать файл в Интернете гораздо проще, чем идти в магазин и покупать лицензионный софт или музыку, - подтвердила г-жа Копцева. – Но организаторы Nofake.org двигаются в правильном направлении, однако учреждать конкурсы и проводить семинары мало для решения этой проблемы. В данном случае необходим комплексный подход, который будет включать в себя рациональные решения со стороны правообладателей по продаже доступного контента в Интернете и устранению нелегальных торрентов и своевременному законодательному регулированию вопросов интеллектуальной собственности со стороны государства».

Более оптимистичный взгляд на инициативу выразил независимый эксперт рынка Алексей Подосенов, заметив, что проект Nofake.org все же может получить определенный резонанс, но только в случае, если за «оболочкой сайта» действительно работают люди, которые занимаются организацией семинаров, собирают активистов, представителей отраслей, которые подвергаются копированию, а также настраивают связь с властью в целях коррекции законодательства. «Однако здесь необходимо учесть, что одного закона или контроля (15 суток, изъятие и прочее), к сожалению, недостаточно - надо полностью менять мышление и отношение к данному вопросу российского потребителя. Отмечу, что сейчас улучшилась ситуация в ключе приобретения лицензионного ПО, в основном в силу инициатив Microsoft, однако аудиовизуальный контент еще долго будет нелегально качаться из Интернета».

Но, по мнению Ирины Зимицкой, вопрос не только в «сознательности» граждан, а в экономике: «Пока лицензионные диски, например, с фильмами будут стоить в несколько раз дороже пиратских, люди будут покупать пиратские версии, за исключением тех случаев, когда хочется иметь в коллекции понравившийся фильм в хорошем качестве. А за разовые просмотры пользователи много платить не готовы - в данном случае цена не будет соответствовать качеству. Пока провайдерам выгодно поддерживать внутрисетевой обмен медиаконтентом, равно как и наращивать трафик за счет того, что пользователи скачивают файлы из сети, они будут стремиться это делать в любом случае, и одними только силовыми методами проблему не решить. Вот если у провайдеров будет возможность получать эту прибыль другим путем, например, с продажи легального контента, то ситуация может измениться».

Как говорят большинство экспертов рынка, контролировать физическую нелегальную продукцию можно, а вот изъять пиратский контент в Интернете практически невозможно. Однако источники, близкие к некоммерческому партнерству «Организация Контроля, Охраны авторских и смежных прав» (НП «ОКО»), рассказали, что создание веб-сайтов, подобных Nofake.org, будет способствовать урегулированию ситуации, если на портале, например, будет публиковаться альтернатива контрафактной продукции, например, ссылки на сайты с легальным аудиовизуальным контентом, который не требует оплаты и использование его не влечет к последующим претензиям со стороны правообладателей. Сейчас в Рунете не наблюдается особых мер пресечения деятельности сайтов, которые являются хостерами контрафактного контента, но на днях стало известно, что правительство Австралии собирается бороться с интернет-пиратством посредством фильтрации компаниями-провайдерами ссылок, используя «черный список», составленный организацией Australian Communications and Media Authority.

Если говорить о рынке Петербурга, то здесь, по наблюдениям корреспондента spbIT.ru, специализированных антипиратских веб-проектов, кроме Nofake.org, не наблюдается. Однако на сайте каждой компании, занимающейся защитой авторских прав, представлена информация об основных органах власти и некоммерческих организациях, представляющих интересы авторов, а также сведения основных нормативных документов. Так, например, отметим Северо-Западный филиал Российского авторского общества (РАО), ассоциацию по защите интеллектуальной собственности «Русский щит», а также уже упомянутое НП «ОКО». Напомним, что последняя организация была создана в 2006 году и отметилась в первую очередь массовыми акциями, направленными на «очищение» местных торговых сетей, торгующих аудио- и видеопродукцией («Титаник», «Айсберг», «505»). Эти мероприятия не обошлись без активной поддержки со стороны администрации Петербурга. В итоге, по оценкам некоторых наблюдателей, в Петербурге в самом деле стало проблематично приобрести контрафактную продукцию, например, программное обеспечение – даже на компьютерном рынке «Юнона» оно предлагается «из-под полы». Правда, ситуация в пригородных районах практически не изменилась. В Москве же, например, до сих пор даже в центре можно часто встретить оперативно развернутые прилавки с набором пиратских дисков. Отметим также, что на российском уровне различные акции, в том числе и в вебе, проводит «Ассоциация DVD Издателей».

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Регулирование, Web