Tele2 обсчитал Петербург

Сотовый оператор Tele2 подвел итоги своего развития в Петербурге и Ленинградской области за 2008 год и рассказал о планах на 2009 год. За истекший год «Tele2 Санкт-Петербург» увеличил абонентскую базу на 38 %, операционная выручка выросла на 43 %. Судя по комментариям Tele2, оператор с оптимизмом смотрит в настоящее и будущее, подчеркивая, что кризис – это время возможностей для дискаунтеров, коим и является Tele2 на рынке сотовой связи. Однако, напомним, что в начале этого года показатели оператора по новым подключениям значительно снизились.

В 2008 году объем абонентской базы Tele2 по России достиг отметки в 10,42 млн. В течение года к сети оператора подключились 2 млн новых абонентов. Tele2 предоставляет услуги сотовой связи в 17 регионах и в течение ближайших двух лет планирует построить GSM-сети на территории еще 18 регионов РФ. Строительство сетей оператор планирует вести «с нуля», не прибегая к покупке местных игроков. Опыт приобретения местных сотовых компаний у Tele2 уже был – в 2008 году оператор купил небольшие GSM-сети в Сочи и Калининграде, а также в Адыгейской Республике.

В Петербурге в течение 2008 года Tele2 не строил новых сетей и не планирует такие проекты на 2009 год – в техническом развитии основной акцент оператор делает на улучшение качества на уже покрытой территории. Тем не менее по сравнению с 2007 годом доля населения, которому доступна связь Tele2, выросла с 90 % до 94 %. Что касается результатов работы Tele2 в Петербурге за 2008 год, оператор демонстрирует стабильный рост. За этот период, в сравнении с 2007 годом, абонентская база увеличилась на 38 %, операционная выручка выросла на 43 %, а ARPU – на 5 %. Точные цифры, как это принято у Tele2, не разглашаются.

Слева направо: менеджер по связям с общественностью «TELE2 Россия» Сергей Андрияшкин, маркетинг-директор «Tele2 Россия» Михаил Чернышев, региональный управляющий директор «Tele2 Санкт-Петербург» Иен Риди, непредставившаяся девушка-переводчик
Слева направо: менеджер по связям с общественностью «TELE2 Россия» 
Сергей Андрияшкин, маркетинг-директор «Tele2 Россия» Михаил Чернышев,
региональный управляющий директор «Tele2 Санкт-Петербург» Иен Риди,
непредставившаяся девушка-переводчик
 Как поясняет региональный управляющий директор «Tele2 Санкт-Петербург» Иен Риди, приток новых абонентов в течение 2008 года стимулировался несколькими факторами, из которых важнейшим стали успешные проекты, направленные на реализацию услуг оператора. Весь год Tele2 активно расширял сеть монобрендовых салонов в Петербурге и Ленинградской области – было открыто 13 центров продаж и обслуживания в городе и 10 в области, а в целом сеть «Tele2 Санкт-Петербург» включает 30 точек. Отметим, что сегодня, 18 марта 2009 года, оператор открывает еще один центр обслуживания абонентов в районе ст. м. «Чернышевская». В 2009 году компания продолжит развитие сети монобрендовых салонов в регионе.

В 2008 году Tele2 опробовал новые альтернативные каналы продаж – стартовые комплекты оператора можно было приобрести не только возле станций метро, но и в сетях супермаркетов, таких как: «Лента», «Карусель», «О'КЕЙ», «Перекресток». В настоящий момент в городе представлено более полусотни мобильных точек продаж в сетевых супермаркетах и более 300 точек в несетевых магазинах. Эту практику Tele2 намерены продолжить и в текущем году. Еще один новый для оператора способ реализации стартовых комплектов – продажи через интернет-магазин spb.shop.tele2.ru. Этот пилотный проект стартовал недавно и тестируется на территории Петербурга. В случае успеха схема будет распространена на федеральном уровне. В начале 2009 года Tele2 также начал подключать новых абонентов в Петербургском метрополитене.

Слева направо: маркетинг-директор «Tele2 Россия» Михаил Чернышев, региональный управляющий директор «Tele2 Санкт-Петербург» Иен Риди, непредставившаяся девушка-переводчик, директор по обслуживанию «Tele2 Санкт-Петербург» Марина Володина
 
Слева направо: маркетинг-директор «Tele2 Россия» Михаил Чернышев,
региональный управляющий директор «Tele2 Санкт-Петербург» Иен Риди,
непредставившаяся девушка-переводчик, директор по обслуживанию
«Tele2 Санкт-Петербург» Марина Володина

В Tele2 подчеркнули, что один из основных акцентов оператор делает на абонентское обслуживание. Например, по результатам национального исследования, проведенного в начале 2009 года компанией EPSI Russia, Tele2 является лидером в этом направлении и имеет самые высокие среди крупнейших федеральных операторов сотовой связи значения индексов лояльности абонентов и их удовлетворенности обслуживанием. Директор по обслуживанию «Tele2 Санкт-Петербург» Марина Володина отметила наиболее яркие примеры, характеризующие сервис Tele2: концепцию «Жалоба как подарок», а также сервис поиска потерянных платежей, который уже второй год является уникальным предложением на рынке сотовой связи РФ.

Как отметили в компании, текущий финансовый кризис не сказался отрицательно на развитии, а, наоборот, «сыграл на руку» Tele2 как основному сотовому дискаунтеру на рынке сотовой связи. «Мы рассматриваем кризис не как угрозу, а как возможность для развития, – говорит маркетинг-директор «Tele2 Россия» Михаил Чернышев. – Вся бизнес-модель дискаунтера ориентирована на минимальные издержки, традиционный подход к ведению бизнеса всегда состоит из практик, которые принято считать антрикризисными, поэтому сейчас, когда люди рассматривают любые возможности для сокращения своих затрат, мы рассчитываем на то, что они обратят свое внимание на Tele2 как на лучшее предложение по соотношению цена/качество».  

Уже в начале 2009 года «Tele2 Санкт-Петербург» запустил «антикризисный» тариф «Знай наших», главной особенностью которого стала самая низкая цена на SMS-сообщения и исходящие звонки внутри сети – 0,01 рубля после первой минуты разговора (см. новость раздела Tele2 от 20 февраля 2009 г.). Локальные предложения с низкой стоимостью голосового трафика были параллельно запущены и в других регионах СЗФО (см. новость раздела Tele2 от 18 февраля 2009 г.). В Tele2 поясняют – принципиальной позицией оператора является быстрое реагирование на ценовое снижение со стороны конкурентов – при этом в стремлении «перебить» предложения других игроков Tele2 идет на любые меры, в том числе и копирование названий конкурирующих тарифов. «Мы продолжаем предлагать низкие цены на услуги сотовой связи, позволяя нашим абонентам сократить расходы, и в любой ситуации будем стремиться к тому, чтобы наши цены были самыми низкими на рынке», – комментирует Иен Риди.

Тема кризиса нашла свое отражение в специальной антикризисной коммуникации, которая была начата Tele2 в феврале 2009 года и будет продолжена в дальнейшем. Коммуникация включает в себя макет для наружной рекламы со слоганом «В наши дни не время платить дорого», а также новую кампанию в стиле La Familia со слоганом «Говори, сколько привык». Очередная серия рекламного сериала Tele2 ознаменовалась появлением нового персонажа – бабушки Тони, которая сразу же начинает требовать от внука и его «семьи» отказаться от их привычек. В настоящее время персонаж появляется в одном ролике. В Tele2 пообещали, что в скором времени в телеэфир будут запущены еще несколько серий с участием бабушки Тони.

Как обычно, своих данных в цифрах Tele2 не раскрывает. Однако напомним, что, согласно данным аналитического агентства AC&M Consulting, Tele2 стабильно занимает четвертое место по доле рынка, а по доле в новых подключениях показатели оператора снизились в начале этого года в несколько раз.

По итогам января по чистому притоку абонентов с внушительным отрывом лидировали МТС – доля оператора в общем приросте на конец января 2009 года составила 65,9 % (прирост на 12,8 %). На втором месте традиционно находился «ВымпелКом» с 20,1 % – на 4 % ниже показателей за декабрь 2008 года (24,1 %). Третью позицию занимает «МегаФон» с 6,6 % чистого притока абонентов. При этом в декабре 2008 года «МегаФон» имел нулевые показатели. Tele2 удалось занять четвертое место – это существенное снижение по сравнению с показателями на конец 2008 года – тогда оператор имел 17,8 %. Замыкает список «Скай Линк», получивший 3 %, – оператор снизил показатели на 2 % по сравнению с предыдущим месяцем – 5 %.

В результате доли петербургского рынка сотовой связи по итогам января 2009 года распределились так: «МегаФон» занимает 33,2 % (снижение доли по сравнению с декабрем 2008 года на 0,2 %), МТС – 31,2 % (повышение на 0,4 %), «Билайн» – 19,7 % (повышение на 0,1 %), Tele2 – 13,8 % (показатели без изменений), «Скай Линк» – 2,1 % (снижение на 0,3 %).

В январе 2009 года общее количество контрактов сотовых операторов, реализованное дилерами в Петербурге и Ленинградской области (то есть без учета оттока абонентов), по данным spbIT.ru, составило 120 тыс. Показатель ниже декабрьского на 50 тыс. – на конец 2008 года число проданных SIM-карт находилось на отметке 177 тыс. По отдельным игрокам: в лидеры на этот раз вырвался «Билайн» – в течение января оператор продал 56 тыс. стартовых контрактов; на втором месте – МТС с 40 тыс.; как и в прошлом месяце, результаты «МегаФон» значительно ниже – через дилеров оператору удалось реализовать лишь 13 тыс. SIM-карт; традиционно на четвертом – Tele2 с показателем 9,5 тыс.; замыкает пятерку «Скай Линк» – 2,3 тыс. реализованных стартовых пакетов (см. новость раздела «Мобильная связь» от 24 февраля 2009 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: сотовая связь СПб, Tele2