Российские ноутбуки приказали долго жить

Российские производители ноутбуков не выдерживают конкуренции с китайской сборкой. Компания Merlion ликвидирует в сентябре свою дочернюю фирму NCA Group, владеющую торговой маркой iRU.

При этом ранее уже сообщалось о сворачивании сборки ноутбуков торговой марки iRU в России, и перемещении производства в Китай. Теперь под брендом iRU дистрибьютор Merlion будет продавать в России портативные ПК китайской сборки.

Дешевле, чем хотелось бы

Представители Merlion объясняют свое решение тем, что ноутбуки перестали быть высокодоходным продуктом для всех игроков рынка - производителей, дистрибьюторов, дилеров. В этом виновата агрессивная ценовая политика и мощный демпинг мировых производителей, уже приведшие к перераспределению сил между российскими и зарубежными компаниями.

За последние два года тайваньские и китайские фирмы резко снизили цены на ноутбуки и вырвались в лидеры рынка ПК. Сейчас более низкие цены могут предложить только самые крупные международные компании.

Бывшие конкуренты iRU высказывают сожаление по поводу ухода самого амбициозного российского игрока. Впрочем, еще больше их волнует непростая ситуация, сложившаяся сегодня на рынке ноутбуков. Тем не менее, эксперты отмечают, что у российских сборщиков есть все шансы удержать свои позиции, другой вопрос – каким образом: предлагая новые конкурентные продукты, ориентируясь на узкие ниши или же, повторив шаг iRU, полностью доверив производство китайским сборщикам.

Некоторые игроки рынка отмечают, что продажи у iRU шли не так хорошо, как планировали владельцы. Проект так и не начал приносить прибыль, поэтому его пришлось свернуть. Но все же, по мнению российского представительства Acer, у NCA Group дела шли лучше, чем у Rover Computer - крупнейшего российского сборщика ноутбуков.

В московском представительстве Dell предрекают проблемы всем российским сборщикам ПК, поскольку локальные бренды не смогут конкурировать с мировыми производителями - российским компаниям просто не хватит ресурсов, чтобы выдержать ценовые войны.

Плохие предсказатели

Константин Купчик, генеральный директор компании Rover Computers, которая является первым отечественным производителем портативных ПК (RoverBook выпускались концерном "Белый ветер" еще в середине 90-х), считает, что предсказания представителей иностранных компаний о скором уходе с рынка всех российских производителей, вызывают недоумение. Экспансия как азиатских, так и западных компьютерных брендов происходит как минимум в течение последних пятнадцати лет с разной интенсивностью, эффективностью и успехом. «Тем не менее, отечественные производители смогли не только выжить, но также завоевать заметную и существенную долю рынка», - говорит Купчик. Зачастую демпинговым ценам азиатских производителей российские компании могут противопоставить широкую сеть сервис-центров, известные бренды и долгосрочное сотрудничество. Как отмечает руководство Rover Computers, особенно печален факт закрытия проекта iRU на фоне разговоров о развитии российской ИТ-индустрии, технопарков и повсеместной компьютерной грамотности, что подразумевает как создание рабочих мест, так и подготовку высококвалифицированных кадров. «Место компании iRU попытаются занять несколько никому пока не известных, но агрессивных китайских сборщиков, неспособных продемонстрировать реальную заинтересованность в развитии российского компьютерного рынка, а желающих, получив прибыль, заняться экспансией в других регионах, — утверждает г-н Купчик. — Отсутствие реакции и защиты со стороны нашего государства для российских производителей — печальный факт».

Менеджмент «помог»

«Кончину» русского iRU эксперты объясняют как неблагоприятными внешними факторами, так и ошибками менеджмента. «Внешнее давление (агрессивное поведение на российском рынке мировых брендов в последние полтора-два года) явилось катализатором процессов, которые шли в бренде iRU, — полагает Михаил Резников, PR-директор компании MaxSelect. — Была сделана ставка на захват большой доли рыка любыми способами. Но не все действия, которые могут себе позволить на рынке крупные мировые компании, приемлемы для локальных брендов». Среди ошибок руководства NCA Group г-н Резников называет тот факт, что в структуре продаж ноутбуков iRU наиболее дешевые модели занимали ведущее место, что в конце концов сократило продаваемый ассортимент до нескольких моделей, дающих минимальную прибыль. «Кроме того, ни для кого не секрет, что бренд iRU тратил изрядные средства на рекламу и маркетинг, — продолжает наш собеседник. — Все это позволило iRU действительно некоторое время держаться в первых строчках рейтинга „ноутбучных“ брендов на российском рынке. Но при отпускной цене товара, практически равной себестоимости (по нашим оценкам), такая ситуация долго продолжаться не могла». Другие негативные факторы, по мнению экспертов, — проблемы с качеством и сервисным обслуживанием, которые неизбежно возникают при таком росте объема продаж, который показывал iRU.

Тем не менее, то, что сегодня наиболее эффективно производить ноутбуки в Юго-Восточной Азии, не вызывает ни у кого никаких сомнений. В качестве примера эффективности переноса производства в Китай эксперты приводят решение IBM продать производство компьютеров и мобильных ПК китайской корпорации Lenovo, которой всего за пару месяцев удалось повысить эффективность приобретенного у IBM компьютерного бизнеса. Так, в апреле, когда компания IBM еще сама управляла производственным подразделением ПК, операционный убыток до уплаты налогов этого подразделения составлял $149 млн. В мае бизнес перешел к Lenovo, и уже к июлю китайской компании удалось добиться операционной прибыли в $33 млн.

Тематики: Рынок ПК

Ключевые слова: