У СЗТ – итоги

Вчера, 14 апреля 2009 года, ОАО «Северо-Западный Телеком» подвело итоги финансово-экономической деятельности за 2008 год по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ). Аудит отчетности ОАО «СЗТ» провело ООО «Эрнст энд Янг». Доходы оператора выросли на 4 % и составили 24,5 млрд рублей. Лидирующей статьей в структуре выручки компании стали новые услуги (Интернет и передача данных) и внутризоновая связь. В компании отмечают минимальное влияние кризиса на динамику доходов за счет того, что основным потребителем являются частные абоненты, которые продолжат пользоваться услугами связи, как и прежде. Однако вследствие кризисной ситуации были значительно сокращены объемы инвестиций.

По итогам 2008 года доходы от предоставления услуг доступа в Интернет и передачи данных увеличились на 44 % (по сравнению с 2007 годом) и достигли 4,152 млрд рублей, а доходы от внутризоновой связи выросли на 10 % до 2,421 млрд рублей.

Прибыль от продаж услуг связи составила 3,862 млрд рублей, что на 35 % меньше, чем в 2007 году. Снижение прибыли от продаж, как уточнили в компании, обусловлено преимущественно особенностями отражения в учете универсальной услуги связи. Затраты на предоставление данной услуги СЗТ отражает в операционных расходах, а возмещение из резерва универсального обслуживания отражается по статье «Прочие доходы и расходы». При сопоставимости показателей (с учетом возмещения из резерва универсального обслуживания) прибыль от продаж СЗТ достигла бы 6,244 млрд рублей, что соответствует снижению на 1 % к показателю предыдущего года.

Показатели эффективности ОАО «Северо-Западный Телеком» по итогам 2008 года показывают положительную динамику по сравнению с прошлым годом. Чистая прибыль ОАО «Северо-Западный Телеком» по итогам 2008 года составила 3,622 млрд рублей, что на 2 % выше, чем в 2007 году (без учета финансового результата от разовой сделки по продаже 15 % пакета акций ОАО «Телекоминвест»). Показатель EBITDA вырос на 15 % до 9,561 млрд рублей, EBITDA margin увеличилась на 3,7 % и достигла 39,0 %.

В 2008 году ОАО «Северо-Западный Телеком» реализовало инвестиционную программу объемом 13,5 млрд рублей. Было смонтировано более 500 тыс. ШПД-портов, введено 324 тыс. телефонных номеров, проложено более 3 тыс. км ВОЛП; уровень цифровизации сети достиг 67 %.

Прошлый год также был ознаменован завершением программы внедрения универсальных услуг телефонной связи (УУС) (см. новость раздела СЗТ от 6 февраля 2009 г.). В частности, в 2008 году был завершен второй этап реализации этой программы, в ходе которого специалисты ОАО «СЗТ» установили 11,136 тыс. таксофонов. Всего за два этапа в период с 2006 по 2008 год в городах и сельских населенных пунктах СЗФО, в том числе нетелефонизированных, ОАО «СЗТ» установило 25,824 тыс. таксофонов универсального обслуживания.

В 2008 году ОАО «Северо-Западный Телеком» продолжило активную экспансию на рынок широкополосного доступа. Благодаря активной маркетинговой политике, увеличению спектра предоставляемых услуг и привлекательности тарифных планов компания смогла увеличить свою абонентскую базу пользователей ШПД до 635 тыс., а рыночную долю – до 39 % (данный показатель рассчитан по доходам с учетом дочерних обществ). Кроме того, несмотря на высокую конкуренцию со стороны мобильных и альтернативных операторов, ОАО «СЗТ» увеличил свою общую абонентскую базу на 37 тыс. абонентов фиксированной связи.

Если рассматривать данное направление деятельности оператора подробнее, то в плане маркетинга в 2008 году был сделан заметный ход касательно тарифной политики компании. В сентябре на услуге широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL «Авангард» в Санкт-Петербурге был предложен дешевый безлимитный тариф за 99 рублей в месяц, а также скидка на абонентскую плату в размере 20 % и 40 % при заключении срочных договоров на срок 6 или 12 месяцев (см. новость раздела «Авангард» от 2 сентября 2008 г.), что вывело тарифы на уровень московских цен. Так СЗТ составил конкуренцию домашним сетям Петербурга и подстегнул их на пересмотр своих тарифных планов (см., например, новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 19 января 2009 г.). В регионах СЗТ также периодически обновляет тарифные планы, вводя более высокие скорости доступа и снижая абонентскую плату.

Что касается новых услуг и технического развития, то в прошлом году в Санкт-Петербурге стартовал проект по предоставлению услуги triple play на основе пассивных оптических сетей PON (passive optical network). Пилот был запущен в апреле 2008 года, к коммерческой эксплуатации СЗТ приступил в ноябре (см. новость раздела СЗТ от 5 декабря 2008 г.). Абонентам сети PON доступна услуга «Мега Авангард», позволяющая пользоваться безлимитными тарифами доступа в Интернет со скоростью до 30 Мбит/с. В планах на 2009 год – организация тестовых зон в других филиалах СЗТ.

В апреле 2008 года в Великом Новгороде был запущен проект «Авангард ТВ» (см. новость раздела СЗТ от 17 апреля 2008 г.). Это второй регион после Петербурга, где СЗТ начал предоставлять услуги IPTV. Общее количество пользователей «Авангард ТВ» на конец 2008 года составило порядка 4 тыс. абонентов.

Что касается других финансовых показателей, то долговая нагрузка компании сохраняется на умеренном уровне. Общий долг на конец 2008 года составил порядка 16 млрд рублей (из которых около 85 % являются долгосрочной задолженностью), коэффициент финансовой независимости – 0,59, отношение чистого долга к EBITDA – 1,84.

«Прошедший год стал для нас успешным с точки зрения дальнейшего повышения эффективности бизнеса: мы вплотную приблизились к уровню в 40 % по рентабельности EBITDA и обеспечили нашим акционерам рентабельность по чистой прибыли на уровне 15 %, что соответствует лучшим мировым аналогам в области фиксированной связи. Укрепившиеся рыночные позиции и традиционно стабильное финансовое состояние формируют прочный фундамент для прохождения непростого 2009 года», – комментирует итоги 2008 года заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам ОАО «СЗТ» Венера Хуснутдинова.

Что касается влияния кризиса на деятельность СЗТ, то, как отмечают в компании, он не окажет существенного влияния на динамику доходов по той причине, что частные абоненты – основной потребитель традиционных услуг – не сократят свой уровень потребления, учитывая и неэластичность спроса на услуги связи, и психологическую «привязанность» к домашнему телефону, и довольно невысокий уровень расходов на связь в семейном бюджете. При этом кризис принес даже прирост по направлению местной связи – экономя на сотовых затратах, абоненты стали активнее общаться по домашним телефонам.

Однако кризис сильно отразился на размере инвестиций, запланированных на 2009 год. Компания сократила объемы капвложений при формировании детального инвестплана с 11,7 млрд рублей до 5,4 млрд рублей. В 2009 году более половины всех капитальных затрат СЗТ будет направлено на проекты развития новых услуг связи, 16 % инвестиций – на местную телефонию и 19 % – на расширение транспортной инфраструктуры. Развитие компании в 2009 году будет осуществляться полностью за счет собственных средств. Как отмечают в компании, в этих условиях неблагоприятные изменения конъюнктуры на финансовых рынках и рост процентных ставок окажут минимальное влияние на деятельность СЗТ.

На 2009 год рост выручки ОАО «СЗТ» запланирован на уровне 6,6 % по сравнению с 2008 годом. За счет расширения сервисов (triple play) и увеличения абонентской базы ожидается более активный рост доходов от новых услуг – на 31 % по отношению к 2008 году. Что касается планов по расширению абонбазы, то к 2010 году планируется довести количество подписчиков услуги «Авангард» в Петербурге до 363 тыс. Сейчас их количество в целом по региону составляет более 700 тыс., из них в Северной столице – порядка 300 тыс. (см. новость раздела «Авангард» от 10 апреля 2009 г.).

Автор: Светлана Черемисина.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: доступ в Интернет, СЗТ, Северо-Западный Телеком, Петербург связь