Подключения и акции: августовский финал

Последний летний месяц принес много волнений на сотовый рынок России и Петербурга. Однако основные последствия кризиса с поставками телефонов пришлись на самый конец августа и начало сентября и практически не сказались на уровне новых подключений, а также на маркетинговой активности игроков.

Как сообщается в отчете аналитического агентства AC&M Consulting, в августе 2005 года число подписчиков услуг сотовой связи (то есть количество действующих SIM-карт) достигло в России отметки в 107 млн (по сравнению с июлем рост составил 4,9 млн пользователей, или более 4,5%). При этом в августе прошлого года в стране насчитывалось лишь 55,5 млн абонентов, что почти в два раза меньше показателя этого года. Проникновение услуг сотовой связи в России выросло до 74% (на 3,4% по сравнению с июлем 2005-го, на 23% - с декабрем 2004-го, и на 36% - с августом 2004 года), а в двух крупнейших городах уровень проникновения составил на 31 августа 2005 года соответственно 124% и 109% ( в июле уровень проникновения в Москве и Петербурге находился на отметках 121% и 105,5%).

По данным агентства, в чистом приросте абонентской базы по регионам и Петербургу лидировала компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), а в Москве наибольшее количество новых абонентов привлекли «Мобильные ТелеСистемы». И на конец августа число абонентов МТС (с учетом СНГ, включая Беларусь) превысило 50 млн пользователей, а «ВымпелКом» вплотную приблизился к рубежу в 40 млн, в то время как «МегаФон» в августе перешагнул отметку в 20 млн.

В процентном соотношении «ВымпелКом» занимает 35,9% от общего объема чистого прироста абонентской базы операторов, МТС взяли 31,8%, «МегаФон» - 18,7%, остальные операторы поделили между собой 13,6% новых абонентов. В результате такой динамики доли рынка распределились следующим образом: МТС занимают 34,7% российского рынка, «Билайн» - 34,6%, «МегаФон» - 18,7%, а остальные – 12% рынка. Интересно, что в этом месяце не увеличил свою долю на рынке «МегаФон», доля «Билайн» выросла на 0,1%, а МТС потеряли 0,2% рынка.

В Петербурге к концу лета насчитывалось 6,897 тыс. абонентов, при июльском результате в 6,687 тыс. Более чем 200-тысячный рост абонентской базы стал заслугой «Билайна» (39,5%), МТС (32%), Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» – 14,6%, Теле2 GSM и Fora – 9,6%, а «Скай Линк» – 4,3% от общего объема чистого прироста. Стоит напомнить, что в июле чистый прирост абонентской базы операторов с учетом оттока составил, по данным AC&M Consulting, у МТС – 48,2%, у «Билайна» - 26,9%, у Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» – 14,8%. Прирост Теле2 GSM (вместе с абонентами Fora) и CDMA-сети «Скай Линк» составил 5,1% и 5% соответственно. Августовский рынок оказался поделен следующим образом: «Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» занимает 39,7%, МТС – 32,5%, «Билайн» – 20,5%, Теле2 вместе с Fora – 5,6%, а «Скай Линк» – 1,7%. Напомним, на конец июля Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» имел 40,5% рынка, МТС обладали долей в 32,5%, «Билайн» – 19,9%, «Теле2 GSM» – 5,5%, «Скай Линк» – 1,6%. Таким образом, «Билайн» вернул себе утраченное в прошлом месяце лидерство по чистому приросту в Петербурге и продолжил понемногу отвоевывать рынок у основных конкурентов.

Маркетинговая активность операторов развивалась в разных направлениях. Так, Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" запустил с 1 августа 2005 года в регионе долгосрочную федеральную программу "МегаФон-Бонус". В ее рамках абоненты сети «МегаФон Северо-Запад», обслуживающиеся на контрактных тарифных планах (за исключением юридических лиц и корпоративных клиентов), накопив определенное количество баллов, могут получить следующие вознаграждения: пакет бесплатных SMS, одни сутки бесплатной местной связи, бесплатную местную связь в ближайшие выходные, один месяц бесплатной местной связи. В дальнейшем возможности программы будут расширяться. Размер бонусных начислений зависит от количества средств, потраченных на услуги связи за прошедший месяц: за каждый $1 (с учетом НДС) начисляется 1 балл (см. выпуск новостей от 5 августа 2005 г.). А уже 8 августа этот же оператор ввел в рамках услуги "Мобильный Фаворит" дополнительную опцию "SMS-Фаворит" для абонентов Петербурга и Ленинградской области – при ее подключении абоненты могут отправлять SMS на фаворит-номера в два раза дешевле.

«Мобильные ТелеСистемы» в августе завершили крупную и первую такого рода в регионе BTL-акцию «Джинс-Фиеста». Эта акция проходила в течение летнего сезона по всему Северо-Западному региону (за исключением Коми) и включала в себя два этапа SMS-викторины – первый закончился 17 июля, следующий был завершен 31 августа (см. выпуск новостей от 16 сентября 2005 г.). В рамках акции также осуществляется продвижение тарифа «Джинс». По словам специалистов МТС Северо-Запад, данная акция направлена, помимо стимулирования спроса, и на повышение лояльности постоянных абонентов.

Тем временем «Билайн» пошел иным путем, и в течение всего августа крупные дилерские сети Петербурга и области и собственные офисы компании реализовывали стартовые комплекты Би+GSM с $5 на счету за 99 рублей. Как сообщили представители оператора, на результат продаж повлияла и цена комплекта, но в большей степени – ограничение по срокам подключения к тарифному плану (подключение до 31 августа, а обслуживание на этом тарифе производится до конца года с возможным продлением). «В последние дни августа мы наблюдали всплеск подключений и даже ажиотаж в собственных офисах. Статистика показывает увеличение общего объема продаж по сравнению с предыдущим месяцем почти на 30%», – отметили в пресс-службе петербургского «Билайна».

Дилерские сети в августе продали около 250 тыс. контрактов. Как явствует из опыта «Билайна», добившегося высоких показателей по уровню новых подключений и чистого прироста, акции с дилерами по-прежнему актуальны. Да и сами дилерские сети не сбавляют темпов продаж стартовых пакетов. При этом в августе впервые за несколько месяцев в шестерке ведущих дилеров наблюдаются перестановки. С минимальным отрывом от прежнего лидера – компании «Евросеть» – на первое место по количеству новых подключений вышла сеть «Ультра», которой удалось продать 56,9 тыс. контрактов. С отрывом в несколько сотен абонентов следует «Евросеть». Традиционно эти два лидера рынка далеко впереди от остальных игроков. Так, третий по объему новых подключений дилер – «Связной» – продал чуть более 41 тыс. контрактов.

Четвертой стала сеть «Цифроград», объединившая в Петербурге компании «Телеком Поинт», «Техносвязь» и KS Group. Всего, по оценочным данным, в салонах под маркой «Цифроград» подключилось примерно 32 тыс. абонентов. При этом, например, в салонах, ранее работавших под маркой «Телеком Поинт», в августе прошла акция с оператором Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон», которая планировалась еще до заключения франчайзингового соглашения с компанией «Цифроград». Однако, по свидетельству представителей сети, из-за слабой рекламной поддержки эта акция не имела значительного успеха. Стоит также отметить, что «Цифроград» сегодня – наиболее крупная сеть салонов в Петербурге (более 100).

На пятом месте из шести – «Телефорум» с 31,2 тыс. новых подключений (в этой сети всего около 70 магазинов). В августе в сети этого дилера проходила акция с оператором «МегаФон»: в рамках кампании под названием «МегаФон: Мобильный марафон» каждый подключившийся к указанному оператору получал в подарок возможность скачивания контента (картинки, звонки, игры, реалтоны) на сумму $150. Акция продлилась до 7 сентября. Замыкает список из шести ведущих игроков «Диксис» с 28,3 тыс. новых подключений. Как сообщили в пресс-службе этого дилера, бесспорным лидером в этом месяце в сети «Диксис» стали МТС. «Возможно, это связано с тем, что в течение августа в магазинах цифровой техники «Диксис» в Петербурге проходила акция МТС «Получи 100 долларов на счет» – каждый новый абонент МТС получал возможность выиграть 100 долларов», – считают представители дилерской сети.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети

Ключевые слова: