Сотовые подключения Северной столицы за август 2009 года: лидеры пока прежние

В августе 2009 года положение дел на рынке сотовой связи Петербурга осталось без существенных изменений. Разрыв между двумя лидирующими игроками - «МегаФон» и МТС - пока, как и в прошлом месяце, остается на уровне чуть менее 1 %. За минувший месяц «МегаФону» удалось получить и больше новых абонентов - в отличие от провальной первой половины года. Далее с большим отрывом следует МТС. А вот «Билайн» в этот раз показал нулевой уровень прироста.

Согласно данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, к концу августа 2009 года проникновение услуг сотовой связи в Петербурге составило 184,4 %, другими словами, в городе на руках находится порядка 11,7 млн SIM-карт. По сравнению с июлем число проданных стартовых пакетов увеличилось на 2,5 %, или на 163,6 тыс.

Опираясь на статистику AC&M Consulting, бессменным лидером рынка сотовой связи Петербурга по числу абонентов на конец августа 2009 года остается «МегаФон» – оператор занимает 32,7 %. Далее, несмотря на заявление к концу лета перегнать конкурента, идет МТС, отставая от «МегаФона» чуть меньше чем на процент – МТС занимает 31,9 % петербургского рынка. На долю «Билайна» в августе приходится 18,1 %. На четвертом месте расположился Tele2 с 15,3 %. У «Скай Линка» – традиционные 2 %. По сравнению с июлем 2009 года в августе абонентские базы «МегаФона» и МТС слегка «потяжелели» – на 0,3 % и 0,1 %, соответственно. Результат «Билайна» в августе, наоборот, хуже июльского на 0,4 %. Что касается Tele2 и «Скай Линка», показатели операторов остались на прежнем уровне.

В сегменте чистого прироста абонентской базы операторов в Петербурге вновь лидирует «МегаФон», но здесь гораздо увереннее – больше половины новых подключений месяца пришлись на него, а доля оператора в общем приросте составила 51,1 %. Далее с существенным отрывом следует МТС – 36,5 %. Третье место занял Tele2 с 11,2 %. «Скай Линк» заработал 1,1 % в общем зачете, показав лучший, нежели в июле, результат – тогда на долю оператора пришлось лишь 0,6 %. новых подключений. А вот у «Билайна» августовские показатели в Петербурге нулевые, хотя еще в июле оператор занимал третье место по чистому притоку абонентов с 6,6 %.

Стремительный рост числа новых подключений у «МегаФона» наметился несколько месяцев назад – еще в июле оператор обошел МТС на 7,3 %, заработав 45,5 %, в то время как на долю МТС пришлось 38,2 %. Напомним, что еще полгода назад ситуация была кардинально иной – в начале 2009 года, например, МТС уверенно лидировал в сегменте чистых подключений, а показатели «МегаФона», наоборот, были на тот момент на нуле. В «МегаФоне» резкое увеличение притока новых абонентов связывают с запуском ряда интересных маркетинговых инициатив весной 2009 года, в частности, рублевого тарифного плана «Сказка».

Однако наиболее активным с точки зрения маркетинговых инициатив, по крайней мере их количества, является МТС. Несмотря на то что по сравнению с «МегаФоном» МТС проигрывает в сегменте новых подключений, оператор запустил в Петербурге в августе несколько акций, нацеленных именно на новых абонентов. Среди них программа «Подключи друга и получи 700 минут», согласно условиям которой действующий абонент МТС получит бонусы за то, что пригласит в сеть оператора кого-то из своих знакомых. За каждого нового абонента МТС платит 700 минут внутрисетевого голосового трафика, который можно расходовать по 70 минут ежемесячно в течение 10 месяцев.

В августе МТС также решился на эксперимент – оператор отправил по центральным улицам Петербурга промоутеров на велосипедах, которые всем желающим продавали комплекты для подключения на самые ходовые тарифы: «Супер Ноль», «Много звонков» и «Макси Лайт». Эта акция, вероятно, была направлена на привлечение в ряды абонентов МТС не только петербуржцев, но и гостей города, решивших на время отпуска приобрести местную SIM-карту (см. новость раздела МТС от 31 июля 2009 г.).

В августе МТС обновил тарифную линейку для массовых абонентов – был закрыт для подключений тариф для внутрисетевого общения Maxi Active, а вместо него МТС предложил подключаться на тариф «Много звонков», структура которого похожа на Maxi Active и предполагает сниженные цены на звонки после нескольких минут разговоров в день. «Много звонков» наряду с тарифным предложением «Супер ноль» является лидером подключений в последние месяцы – это основные два предложения, на которые подключаются большинство новых абонентов МТС. Среди непопулярных акций МТС в августе – изменение условий тарифа «Супер ноль» – оператор сократил количество бесплатных минут с восьми до четырех (см. новость раздела МТС от 29 июля 2009 г.).

У «МегаФона» одним из основных событий августа стал запуск долгожданного тарифного плана «Безлимитный Интернет» для пользователей мобильного Интернета. Оператор предложил абонентам условную безлимитку с абонентской платой в размере 699 рублей в месяц и с ограничением по скорости по объему в 2 Гбайта, после чего скорость с теоретических 7,2 Мбит/с снижается до реальных 64 Кбит/с (см. новость раздела «МегаФон» от 31 июля 2009 г.).

«Скай Линк», который делает упор на предоставление абонентам мобильного интернет-доступа, объявил в августе о переводе второй «голосовой» несущей частоты в режим передачи данных, что позволило расширить емкость петербургской сети с точки зрения мобильного Интернета в два раза (см. новость раздела «Скай Линк» от 13 августа 2009 г.). Также для интернет-пользователей с начала августа «Скай Линк» запустил акцию, в рамках которой абоненты, приобретая модем в салоне на Добролюбова и подключаясь на тариф «Безлимитные Мегабайты. Санкт-Петербург», смогли получить скидку на абонентскую плату на тарифе в размере 50 %. С осени эта акция распространилась на все точки продаж услуг и оборудования «Скай Линка» (см. новость раздела «Скай Линк» от 2 сентября 2009 г.).

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовые абоненты, исследование рынка, Билайн Петербург, МегаФон Петербург, МТС Петербург