Сотовые подключения Северной столицы за сентябрь 2009 года: успехи «МегаФона»

Судя по данным на конец сентября 2009 года, действия «МегаФона» по увеличению собственной абонентской базы в Петербурге увенчались успехом – оператор занимает долю немногим меньше 90 % в сегменте чистого прироста.
Согласно данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, к концу сентября 2009 года проникновение услуг сотовой связи в Петербурге составило 185,2 %, на руках находится порядка 11,75 млн SIM-карт. За сентябрь в городе было продано 50 тыс. стартовых пакетов – уровень проникновения увеличился на 0,8 %. Это довольно скромный показатель по сравнению с августом 2009 года, в течение которого уровень проникновения вырос на 2,5 % (см. новость раздела «Мобильная связь» от 18 сентября 2009 г.).

Доли рынка сотовой связи Петербурга в сентябре 2009 года распределились в соответствии с вектором, заданным еще летом, хотя неожиданные показатели присутствуют. Лидирует в Петербурге «МегаФон» с 33,2 %. МТС, который уже несколько месяцев пытается обогнать «МегаФон», в сентябре 2009 года понес потери – абонентская база сократилась на 0,5 % по сравнению с показателем августа 2009 года и составила 31,4 % (в августе МТС занимал 31,9 % петербургского рынка) – это как раз те 0,5 %, которые в сентябре забрал «МегаФон» (в августе у оператора было 32,7 %). Третье место занимает «Билайн», на долю которого приходится в сентябре 18 %. Оператор с июля теряет позиции – в августе доля «Билайн» сократилась на 0,4 %, а в сентябре – на 0,1 %. Tele2 и «Скай Линк» удерживают свои позиции неизменными – 15,3 % и 2 % соответственно.

Судя по данным AC&M Consulting на конец сентября 2009 года, действия «МегаФона» по увеличению абонентской базы в Петербурге увенчались успехом – в сентябре доля оператора в общем приросте составила 86,4 %. Отличные показатели сопутствуют «МегаФону» не первый месяц – в августе на его долю пришлось немногим более половины новых подключений. Второе место в сегменте чистых подключений занимает Tele2, который хоть и показал результат хуже, чем в августе, – 10,4 % против августовских 11,2 %, но обошел МТС, который на пару с «Билайном» имеет в сентябре нулевые показатели. «Скай Линк», напротив, улучшил свои результаты – оператор в сентябре занял третье место по чистому притоку абонентов с 3,2 % (в августе – 1,1 %). Напомним, в августе на долю МТС приходилось 36,5 % новых подключений.

Игроки рынка сотовой связи по-разному объясняют высокие показатели «МегаФона». Например, можно вспомнить, что в течение последних месяцев в Петербурге «МегаФон» существенно увеличил число промоутеров, продающих и раздающих SIM-карты оператора, причем, как известно, несколько дней такие стартовые пакеты раздавались в центре города с положительным балансом на счету. Понятно, что такие действия ведут, скорее, к искусственному раздуванию абонентской базы. Однако похожие методы – мобильные стойки, проморебята у метро и др., – активно используют в борьбе за абонента и другие игроки, в частности МТС и «Билайн».

Еще одна, и, вероятно, основная причина роста абонентской базы «МегаФона» в Петербурге – запуск интернет-тарифа «Безлимитный Интернет» в августе 2009 года (см. новость раздела «МегаФон» от 31 июля 2009 г.). По сути, к «Безлимитному Интернету» подключаются (покупая при этом новые SIM-карты)  голосовые абоненты, ориентированные на передачу данных. В связи с этим в настоящее время меняется понимание такого понятия, как активная SIM-карта – поскольку до этого момента операторы продавали в основном, «голосовые» SIM-карты, а теперь к ним прибавилось большое количество модемных SIM-карт.

Можно отметить, что запуск «МегаФоном» интернет-безлимитки в августе потребовал от других игроков рынка мобильного доступа в Интернет ответных шагов, первые из которых были совершены в сентябре. Так, МТС запустил дополнительный пакет трафика объемом 3 Гбайта на «МТС Коннекте-2», который, однако, не стал очень популярным (см. новость раздела МТС от 1 сентября 2009 г.). «Билайн» также в сентябре внес коррективы в свою интернет-безлимитку, увеличив порог ограничения скорости приема/передачи данных до 2 Гбайт вместо установленного ранее лимита в 1 Гбайт (см. новость раздела «Билайн» от 11 сентября 2009 г.). «Скай Линк», в свою очередь,  запустил акцию «Безлимитка за полцены», в рамках которой абоненты, приобретая модем и подключаясь на тариф «Безлимитные Мегабайты. Санкт-Петербург», могли получить скидку 50 % на абонентскую плату (см. новость раздела «Скай Линк» от 2 сентября 2009 г.).

Что касается изменений в линейках голосовых тарифов, для корпоративных абонентов «МегаФон» запустил в сентябре тариф «Тройная выгода», созданный для малого бизнеса и представляющий собой тариф-конструктор с выгодной ценой голосового трафика (см. новость раздела «МегаФон» от 9 сентября 2009 г.). МТС серьезно обновил голосовую линейку для массовых абонентов, так, появилось два препэйдных тарифа: для молодежной аудитории – Red Energy, для многоговорящих абонентов – «Длинные разговоры» (см. новость раздела МТС от 1 сентября 2009 г.).

Существенным событием сентября на рынке сотовой связи в Петербурге стало открытие «МегаФоном» в сотрудничестве с Huawei Technologies Центра мобильных инноваций, на базе которого осуществляется тестирование и локализация инновационных сервисов мобильной связи, которые Huawei поставляет «МегаФону», а также осуществляется демонстрация всех новых технологий «МегаФона» посетителям (см. новость раздела «МегаФон» от 4 сентября 2009 г.).

Из социально значимых проектов сентября следует вспомнить старт проекта МТС и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, в рамках которого МТС примет участие в разработке и реализации образовательных программ учебного заведения, а на базе ВШМ планируется организация курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов МТС (см. новость радела МТС от 23 сентября 2009 г.).

Кроме того, МТС открыл в сентябре свой первый флагманский салон – он расположен в ТЦ «МЕГА Дыбенко» и создан в сотрудничестве с партнером МТС Vodafone (см. новость раздела МТС от 28 сентября 2009 г. http://spbit.ru/news/n63882/). Также в сентябре МТС запустил линейку брендированных телефонов, представив первую модель – бюджетный аппарат МТС 236, который в комплекте с тарифом «Супер ноль» можно купить за  890 рублей (см. новость раздела МТС от 15 сентября 2009 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: мобильные операторы, сотовая связь, AC&M Consulting