Особенности рынка IPTV в России. Просчитали аналитики

Аналитическое агентство ComNews Research опубликовало результаты своего исследования, посвященного развитию российского рынка IPTV. Так, по итогам 2009 года абонентская база услуги IPTV в России выросла на 70 %, превысив порог в 1 млн пользователей. По данным исследования, рост численности абонентов продолжается, несмотря на то, что стоимость IPTV в среднем по России в два раза выше стоимости кабельного телевидения.

Технология IPTV (или IP-телевидение) является цифровым интерактивным телевидением, основанным на протоколе передачи данных IP (Internet Protocol). В целом IPTV представляет собой продолжение развития систем кабельного телевидения и предлагает конечному пользователю расширенный набор сервисов, таких как видео по запросу (Video on Demand (VoD)), видеомагнитофон (Network Personal Video Recorder), система записи эфирных телепередач, Time Shifted TV и многое другое.

В основном исследование ComNews Research посвящено оценке положения на российском рынке платного телевидения, в том числе и ценовой ситуации. При этом был использован показатель удельной стоимости одного телевизионного канала в пакетном тарифе (стоимость максимального пакета телеканалов, предлагаемых операторами платного телевидения, поделенная на количество каналов в данном пакете). Проанализировав данные более 200 операторов 16 крупнейших городов России, предлагающих коммерческие услуги IPTV в комплексе с услугой подключения к телевизору через абонентскую приставку – Set Top Box (STB), были получены следующие данные.

По итогам 2009 года удельная стоимость одного телеканала IPTV и КТВ (канала кабельного телевидения) в Москве составила 9,17 и 3,75 рубля соответственно, а в Санкт-Петербурге – 7,97 и 3,01 рубля. Для Новосибирска это соотношение выглядит как  13/3,58 рубля, Нижнего Новгорода – 8,32/4,69 рубля, Хабаровска – 8,33/2,38 рубля, Воронежа – 14,86/6,75 рубля и т. д. Самая низкая стоимость одного канала IPTV из выбранных городов отмечена в Ростове-на-Дону – 5,59 рубля ( и 3,32 рубля за канал КТВ).

По данным ComNews Research, средняя удельная стоимость одного IPTV канала по России на конец 2009 года составила 9,95 рубля, в то время как для канала кабельного ТВ она составила 4,35 рубля. Таким образом, в среднем по крупнейшим городам России наблюдается более чем двукратный разрыв между стоимостью услуг кабельного телевидения и IPTV. Наибольший разрыв между тарифами на услуги платного телевидения выявлен в Волгограде, где тарифы IPTV в восемь раз выше тарифов на кабельное ТВ (стоимость канала IPTV – 20 рублей, КТВ – 2,41 рубля), а наименьшая тарифная разница в 30 % – в Екатеринбурге (5,90 и 4,56 рубля соответственно).

Разрыв в цене IPTV объясняется исследователями более дорогим контентом в его сетях, интерактивностью и возможностью просмотра передач в формате HD (High-Definition – высокая четкость). При этом обнаружилось, что разница в тарифах на IPTV и КТВ тем выше, чем разнообразней и оригинальней контент, предлагаемый операторами IPTV в каждом конкретном регионе. Таким образом, разрыв между стоимостью услуг кабельного телевидения и IPTV носит не столько количественный, сколько качественный характер.

Данные исследования подтверждают и эксперты рынка. Например, по словам старшего менеджера по маркетингу компании Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии Светланы Скворцовой, уникальность IPTV перед кабельным и спутниковым телевидением заключается в том, что в его основе лежит три концепции: мультимедиа, персонализация и интерактивность. Поэтому все больше операторов движется в сторону интерактивности и персонализации, предоставляя такие сервисы, как «видео по запросу», TimeShift (возможность просмотреть передачу с начала при опоздании), игры, возможность воспроизведения контента, созданного самим пользователем, функцию родительского контроля (Parental Control). Г-жа Скворцова уверена, что IP-технология в состоянии предоставить абонентам весь комплекс новых услуг по наименьшей себестоимости.

Заместитель генерального директора – коммерческий директор ЗАО «Комстар-Директ» Сергей Терпугов вторит коллеге, утверждая, что качественный скачок в развитии сервисов IPTV произойдет только тогда, когда операторам удастся внедрить именно интерактивные услуги, как главное преимущество перед кабельным и спутниковым ТВ.

При этом среди экспертов встречается и мнение, что широкое продвижение IPTV в массы произойдет только на условиях его бесплатности для конечного потребителя. Для этого абонент должен будет предоставить основные социально-демографические характеристики и согласиться на просмотр предназначенной лично ему контекстной рекламы – именно таким образом сеть IPTV сможет обрести интерактивность и устойчивый приток средств для дальнейшего развития от рекламодателей.

В целом, по данным ComNews Research, рост абонентской базы операторов платного ТВ в России за 2009 год составил 21 %, а доступ к услуге имеют свыше 24,1 млн абонентов. Наименее активный рост рынка платного телевидения наблюдался в сегменте кабельного ТВ – 13 % по сравнению с предыдущим годом. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения (в основном за счет оператора «Триколор ТВ», чья абонентская база за год выросла с 4,3 млн до 6,2 млн пользователей) и IPTV, где рост абонентской базы составил 35 % и 70 % соответственно. В декабре 2009 года на долю спутникового ТВ пришлось 32 % абонентской базы платного телевидения в России, в то время как на IPTV – всего 4 % рынка платного ТВ.

 

Динамика и прогноз роста абонентской базы российского рынка
платного телевидения по оценкам ComNews Research


Согласно прогнозам ComNews Research, высокие темпы роста рынка IPTV в 2010 году сохранятся на уровне 63 % и к концу этого года ожидается количество подключений до 1,6 млн домохозяйств. Рост в сегменте спутникового ТВ тоже останется высоким (около 30 %), а основным фактором его роста останутся низкая плотность населения в регионах и значительные проблемы в развитии наземной инфраструктуры в небольших населенных пунктах. Темпы роста абонентов кабельного ТВ продолжат замедляться (10 % по сравнению с 2009 годом), что обусловлено насыщенностью сегмента.

 

Структура российского рынка платного телевидения по технологии
организации вещания, 2009 год (ComNews Research)

Между тем, по результатам исследования российского рынка платного телевидения компанией J’son & Partners Consulting в I полугодии 2009 года, структура рынка и распределение абонентской базы по регионам оказались следующими: 52 % абонентской базы платного телевидения в России проживают в Центральном и Приволжском федеральных округах, в Северо-Западном ФО – 12 %, по 11 % абонентов приходится на Урал и Южный ФО, 10 % абонентов – в Сибири. Менее всего абонентов платного ТВ приходится на Дальневосточный федеральный округ (4 %), что связано с низким уровнем развития кабельной инфраструктуры и недостаточным спутниковым покрытием региона. При этом на долю Москвы и Московской области пришлось 10 % всех подключенных к услуге платного телевидения домохозяйств.

Что касается объема рынка, то J’son & Partners Consulting приводит следующие данные: в I полугодии 2009-го доходы рынка платного ТВ составили порядка $400 млн, а на конец 2009 года ожидался рост до $830 млн, что на 8 % больше, чем в 2008-м, и на 11 %, чем в 2007 г. По данным агентства, в первом полугодии 2009 года «Триколор ТВ» сохранил лидерство по объему абонентской базы не только в спутниковом сегменте телевидения, но и в целом по рынку. Среди кабельных операторов платного телевидения первой остаётся группа компаний «Комстар-ОТС», предоставляющая услуги кабельного телевидения на территории 6 федеральных округов. Что касается сегмента IPTV, здесь наибольшая абонентская база по-прежнему сосредоточена у московского «Стрим-ТВ», также входящего в группу компаний «Комстар-ОТС».

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: IP TV, IPTV, IP-телевидение, IPTV каналы