Особенности рынка IPTV в России. Просчитали аналитики

Аналитическое агентство ComNews Research опубликовало результаты своего исследования, посвященного развитию российского рынка IPTV. Так, по итогам 2009 года абонентская база услуги IPTV в России выросла на 70 %, превысив порог в 1 млн пользователей. По данным исследования, рост численности абонентов продолжается, несмотря на то, что стоимость IPTV в среднем по России в два раза выше стоимости кабельного телевидения.

Технология IPTV (или IP-телевидение) является цифровым интерактивным телевидением, основанным на протоколе передачи данных IP (Internet Protocol). В целом IPTV представляет собой продолжение развития систем кабельного телевидения и предлагает конечному пользователю расширенный набор сервисов, таких как видео по запросу (Video on Demand (VoD)), видеомагнитофон (Network Personal Video Recorder), система записи эфирных телепередач, Time Shifted TV и многое другое.

В основном исследование ComNews Research посвящено оценке положения на российском рынке платного телевидения, в том числе и ценовой ситуации. При этом был использован показатель удельной стоимости одного телевизионного канала в пакетном тарифе (стоимость максимального пакета телеканалов, предлагаемых операторами платного телевидения, поделенная на количество каналов в данном пакете). Проанализировав данные более 200 операторов 16 крупнейших городов России, предлагающих коммерческие услуги IPTV в комплексе с услугой подключения к телевизору через абонентскую приставку – Set Top Box (STB), были получены следующие данные.

По итогам 2009 года удельная стоимость одного телеканала IPTV и КТВ (канала кабельного телевидения) в Москве составила 9,17 и 3,75 рубля соответственно, а в Санкт-Петербурге – 7,97 и 3,01 рубля. Для Новосибирска это соотношение выглядит как  13/3,58 рубля, Нижнего Новгорода – 8,32/4,69 рубля, Хабаровска – 8,33/2,38 рубля, Воронежа – 14,86/6,75 рубля и т. д. Самая низкая стоимость одного канала IPTV из выбранных городов отмечена в Ростове-на-Дону – 5,59 рубля ( и 3,32 рубля за канал КТВ).

По данным ComNews Research, средняя удельная стоимость одного IPTV канала по России на конец 2009 года составила 9,95 рубля, в то время как для канала кабельного ТВ она составила 4,35 рубля. Таким образом, в среднем по крупнейшим городам России наблюдается более чем двукратный разрыв между стоимостью услуг кабельного телевидения и IPTV. Наибольший разрыв между тарифами на услуги платного телевидения выявлен в Волгограде, где тарифы IPTV в восемь раз выше тарифов на кабельное ТВ (стоимость канала IPTV – 20 рублей, КТВ – 2,41 рубля), а наименьшая тарифная разница в 30 % – в Екатеринбурге (5,90 и 4,56 рубля соответственно).

Разрыв в цене IPTV объясняется исследователями более дорогим контентом в его сетях, интерактивностью и возможностью просмотра передач в формате HD (High-Definition – высокая четкость). При этом обнаружилось, что разница в тарифах на IPTV и КТВ тем выше, чем разнообразней и оригинальней контент, предлагаемый операторами IPTV в каждом конкретном регионе. Таким образом, разрыв между стоимостью услуг кабельного телевидения и IPTV носит не столько количественный, сколько качественный характер.

Данные исследования подтверждают и эксперты рынка. Например, по словам старшего менеджера по маркетингу компании Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии Светланы Скворцовой, уникальность IPTV перед кабельным и спутниковым телевидением заключается в том, что в его основе лежит три концепции: мультимедиа, персонализация и интерактивность. Поэтому все больше операторов движется в сторону интерактивности и персонализации, предоставляя такие сервисы, как «видео по запросу», TimeShift (возможность просмотреть передачу с начала при опоздании), игры, возможность воспроизведения контента, созданного самим пользователем, функцию родительского контроля (Parental Control). Г-жа Скворцова уверена, что IP-технология в состоянии предоставить абонентам весь комплекс новых услуг по наименьшей себестоимости.

Заместитель генерального директора – коммерческий директор ЗАО «Комстар-Директ» Сергей Терпугов вторит коллеге, утверждая, что качественный скачок в развитии сервисов IPTV произойдет только тогда, когда операторам удастся внедрить именно интерактивные услуги, как главное преимущество перед кабельным и спутниковым ТВ.

При этом среди экспертов встречается и мнение, что широкое продвижение IPTV в массы произойдет только на условиях его бесплатности для конечного потребителя. Для этого абонент должен будет предоставить основные социально-демографические характеристики и согласиться на просмотр предназначенной лично ему контекстной рекламы – именно таким образом сеть IPTV сможет обрести интерактивность и устойчивый приток средств для дальнейшего развития от рекламодателей.

В целом, по данным ComNews Research, рост абонентской базы операторов платного ТВ в России за 2009 год составил 21 %, а доступ к услуге имеют свыше 24,1 млн абонентов. Наименее активный рост рынка платного телевидения наблюдался в сегменте кабельного ТВ – 13 % по сравнению с предыдущим годом. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения (в основном за счет оператора «Триколор ТВ», чья абонентская база за год выросла с 4,3 млн до 6,2 млн пользователей) и IPTV, где рост абонентской базы составил 35 % и 70 % соответственно. В декабре 2009 года на долю спутникового ТВ пришлось 32 % абонентской базы платного телевидения в России, в то время как на IPTV – всего 4 % рынка платного ТВ.

 

Динамика и прогноз роста абонентской базы российского рынка платного телевидения по оценкам ComNews Research
Динамика и прогноз роста абонентской базы российского рынка
платного телевидения по оценкам ComNews Research


Согласно прогнозам ComNews Research, высокие темпы роста рынка IPTV в 2010 году сохранятся на уровне 63 % и к концу этого года ожидается количество подключений до 1,6 млн домохозяйств. Рост в сегменте спутникового ТВ тоже останется высоким (около 30 %), а основным фактором его роста останутся низкая плотность населения в регионах и значительные проблемы в развитии наземной инфраструктуры в небольших населенных пунктах. Темпы роста абонентов кабельного ТВ продолжат замедляться (10 % по сравнению с 2009 годом), что обусловлено насыщенностью сегмента.

 

Структура российского рынка платного телевидения по технологии организации вещания, 2009 года (ComNews Research)
Структура российского рынка платного телевидения по технологии
организации вещания, 2009 год (ComNews Research)

Между тем, по результатам исследования российского рынка платного телевидения компанией J’son & Partners Consulting в I полугодии 2009 года, структура рынка и распределение абонентской базы по регионам оказались следующими: 52 % абонентской базы платного телевидения в России проживают в Центральном и Приволжском федеральных округах, в Северо-Западном ФО – 12 %, по 11 % абонентов приходится на Урал и Южный ФО, 10 % абонентов – в Сибири. Менее всего абонентов платного ТВ приходится на Дальневосточный федеральный округ (4 %), что связано с низким уровнем развития кабельной инфраструктуры и недостаточным спутниковым покрытием региона. При этом на долю Москвы и Московской области пришлось 10 % всех подключенных к услуге платного телевидения домохозяйств.

Что касается объема рынка, то J’son & Partners Consulting приводит следующие данные: в I полугодии 2009-го доходы рынка платного ТВ составили порядка $400 млн, а на конец 2009 года ожидался рост до $830 млн, что на 8 % больше, чем в 2008-м, и на 11 %, чем в 2007 г. По данным агентства, в первом полугодии 2009 года «Триколор ТВ» сохранил лидерство по объему абонентской базы не только в спутниковом сегменте телевидения, но и в целом по рынку. Среди кабельных операторов платного телевидения первой остаётся группа компаний «Комстар-ОТС», предоставляющая услуги кабельного телевидения на территории 6 федеральных округов. Что касается сегмента IPTV, здесь наибольшая абонентская база по-прежнему сосредоточена у московского «Стрим-ТВ», также входящего в группу компаний «Комстар-ОТС».

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: IP TV, IPTV, IP-телевидение, IPTV каналы