AC&M Consulting: 11,85 млн сотовых абонентов в Петербурге

Исследовательское агентство ACM-Consulting опубликовало свой новый отчет о состоянии рынка сотовой связи в России на конец 2009 года. Согласно исследованию, общее количество абонентов в Санкт-Петербурге на конец декабря составило 11,85 млн абонентов (проникновение 186,8 %), что больше показателя ноября на 63 тыс. абонентов. При этом общероссийское число абонентов сотовых сетей в России насчитывало 207,91 млн человек – за год прирост составил 20,1 млн человек.

Согласно отчету, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 31 декабря 2009 года в России составило 207,91 млн человек, а уровень проникновения сотовой связи в стране достиг 143,2 % (на 2,41 млн абонентов больше, чем в ноябре 2009 года). При этом общее количество мобильных пользователей в Москве составило 32,4 млн человек (проникновение 190,7 %), а в Санкт-Петербурге – 11,85 млн абонентов (проникновение 186,8 %). Таким образом, в регионах на 31 декабря 2009 года насчитывалось около 163,66 млн абонентов при проникновении сотовой связи на уровне 134,3 %. При этом общероссийский прирост абонентов сотовой связи в декабре прошлого года составил 2,41 млн абонентов, где доля «МегаФона» составила 33,3 %, МТС – 23,1 %, «Билайна» – 12,3 %, а доля других операторов – 31,3 %.

Рынок Санкт-Петербурга с точки зрения новых подключений в декабре 2009 года выглядел так:

49,2 % из 63 тыс. новых абонентов в декабре 2009 года пришлось на МТС, 17,5 % – на «Билайн», 17,1 % – на «МегаФон». Кроме того, 15,4 % стали абонентами Tele2 и 0,8 % – абонентами «Скай Линк».



Общая структура рынка сотовой связи Санкт-Петербурга на 31 декабря прошлого года выглядит следующим образом:



Если говорить об общероссийских показателях рынка, то совокупная абонентская база МТС на последний день прошлого года составила 102,37 млн человек (69,34 млн человек в России). Абонентская база «ВымпелКом» (бренд «Билайн») на конец декабря 2009 года составила около 64 млн абонентов (50,89 млн абонентов в России), а общее количество абонентов «МегаФона» составило 50,54 млн человек (лишь 320 тыс. которых были в Таджикистане). Таким образом, на остальных российских операторов сотовой связи пришлось около 37,5 млн абонентов.



Структура российского рынка сотовой связи по операторам
на конец 2009 года (данные AC&M Consulting)

По итогам 2009 года крупнейшим сотовым оператором по числу абонентов после «большой тройки» стал Tele2 с 14,45 млн человек в 32 регионах РФ (прирост к ноябрю в 410 тыс. абонентов). При этом на регионы России приходится 55,751 млн абонентов МТС, 40 млн абонентов «Билайн» и 42,8 млн абонентов «МегаФон».

Пятым по размеру абонентской базы сотовым оператором России является «Уралсвязьинформ» с 5,65 млн человек, далее следует «Сибирьтелеком» с 5,22 млн абонентов, действующий в 16 регионах СМАРТС с 3,5 млн абонентов. Абонентская база НСС («Нижегородская сотовая связь») по итогам декабря 2009 года достигла 3,5 млн человек, что на 675 тыс. абонентов больше показателя ноября. Абонентов «Сотовой Связи «МОТИВ» насчитывалось 1,7 млн человек, а замыкает десятку крупнейших операторов России дальневосточная «Новая телефонная компания» с 1,33 млн абонентов. Справедливости ради стоит включить в это список и CDMA-оператора «Скай Линк», имеющего 1,18 млн абонентов в 36 регионах РФ.

Комментируя результаты исследования AC&M Consulting, аналитики ИФК «Метрополь», добавляют, что они обновили свои прогнозы по уровню проникновения сотовой связи в России, признав их слишком консервативными. По данным ИФК, они рассчитывали, что влияние экономического кризиса на рынок сотовой связи в России не позволит превысить порог проникновения в 140 %, или 203,2 млн номинальных абонентов. По словам аналитика ИФК «Метрополь» Сергея Васина, в действительности, данные по уровню проникновения в 2009 году достигли 144 %, или порядка 208,8 млн абонентов, что превышает предыдущий прогноз компании на 5 млн. Аналитики ИФК особенно отмечают, что речь идет именно о номинальных абонентах, т. е. фактически о числе проданных SIM-карт. Поэтому в «Метрополь» оценивают реальное проникновение сотовой связи в России на уровне 81,2 % (72 % в декабре 2008 года), что дает возможности для роста рынка, по крайней мере, еще в течение нескольких лет.

Тем не менее в ИФК говорят о реальном проникновении сотовой связи в Москве на уровне 75 % (81 % в регионах), который остается стабильным, несмотря на столь значительные потери абонентов. Поэтому потенциал рынка сотовой связи, даже московского, еще далеко не исчерпан.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовые абоненты, AC&M Consulting