"Сотовики" опять идут на рекорд?

Уровень проникновения мобильной связи в России - "по количеству SIM-карт" - составляет более 80%. Однако результаты деятельности отечественных "сотовиков" за 9 месяцев текущего года свидетельствуют, что точка насыщения рынка еще не пройдена. Более того, некоторые операторы имеют определенный "задел", чтобы в новогодние праздники вновь организовать "всплеск продаж".
Одной из главных интриг текущего года на российском рынке сотовой связи по-прежнему остается "гонка за лидером", в которой "Билайн" сокращает свое отставание от МТС. По результатам 3-го квартала, преимущество "крупнейшего оператора мобильной связи Восточной Европы" перед главным конкурентом составило около 0,9 млн. SIM-карт. Между тем, в 2005 году отечественные "сотовики" ежемесячно продают порядка 4 млн. SIM-карт. Таким образом, "Билайн" имеет все шансы ликвидировать отставание от МТС менее чем за месяц.

По количеству проданных в России SIM-карт, "МегаФон" - третий по величине оператор мобильной связи - проигрывает "Билайну" чуть менее 9 месяцев, а МТС - почти 12 месяцев. (Причем этот разрыв не меняется на протяжении всего 2005 года).

Однако если перейти от количественных показателей к качественным, складывается несколько иная картина.

Так, по выручке отставание "МегаФона" от "Билайна" сейчас составляет чуть более 2 кварталов. В начале года этот разрыв исчислялся примерно 10 месяцами. В то же время преимущество МТС перед основным конкурентом по обороту составляет 12 месяцев. И в текущем году "Билайн" не сумел сократить это отставание. (Подчеркну, речь идет о финпоказателях деятельности "Большой тройки" в России).

Вследствие резкого прироста абонентской базы средняя продолжительность разговора (MoU) у МТС и "Билайна" несколько снизилась, тогда как "МегаФону" удалось повысить этот индикатор. Но "первый федеральный оператор" сильно уступает конкурентам по показателю средней стоимости минуты разговора (ACM). Самый высокий индикатор ACM - в сети "ВымпелКома".

Как уже отмечало "Дело", по фундаментальным показателям "МегаФон" является самым эффективным в России оператором сотовой связи. Правда, компании пока не удается в полной мере "конвертировать" это преимущество "в звонкую монету". "МегаФон" не может провести IPO из-за затянувшегося конфликта акционеров. Судя по всему, в компании все же надеются на разрешение спорной ситуации. В этом месяце топ-менеджмент сотовой компании выступил с презентацией итогов полугодия перед зарубежными инвесторами. В ходе этой встречи, в частности, выяснилось, что в "МегаФоне" уже активно оперируют биржевым тиккером - MFN, под которым оператор, очевидно, собирается действовать на зарубежном рынке капитала. Любопытно, что на Нью-Йоркской фондовой бирже этот тиккер уже занят Minefinders Corporation Ltd.

Весьма вероятно, что в новогодние праздники операторы вновь организуют "всплеск продаж". С одной стороны, некоторые "сотовики" имеют для этого определенный "задел" в показателях. С другой стороны, "Билайну" будет очень сложно удержаться от искушения одним махом ликвидировать отставание от основного конкурента и захватить лидерство на отечественном рынке мобильной связи.

Уместно вспомнить, что рекордные продажи SIM-карт в 4-м квартале 2004 года внесли коренные изменения в ключевые индикаторы операторов "Большой тройки".

Так, по итогам 4-го квартала 2004 года показатель EBITDA (прибыли до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений) у "ВымпелКома" и МТС значительно снизился. В результате в том же квартале положительную динамику в части роста объемов EBITDA продемонстрировал лишь "МегаФон". (А МТС практически вернулись к объемам EBITDA на 1-й квартал 2004 года. У "Мобильных ТелеСистем" также была зафиксирована отрицательная динамика в росте объемов выручки - прим. авт.).

Кроме того, в 4-м квартале 2004 года "МегаФон" вышел в лидеры по индикатору средней выручки на одного абонента (ARPU).

Продолжающийся "стремительный рост" российского рынка сотовой связи, с одной стороны, свидетельствует, что "реальных" абонентов в России существенно меньше, чем реализованных SIM-карт. (По оценкам ROMIR Monitoring и "Ренессанс-Капитала", уровень проникновения сотовой связи в России в действительности составляет около 50%). С другой стороны, растущие объемы продаж SIM-карт служат подтверждением того, что точка насыщения рынка еще не пройдена.

Рубрики: Мобильная связь