От плохого к хорошему. ИТ-компании оценивают прошедший год более позитивно,чем игроки телекоммуникационного рынка

В этом году на российском рынке информационных технологий и телекоммуникаций произошли серьезные изменения, как технологические, так и правовые. "Бизнес" опросил участников рынка, чтобы оценить позитивные и негативные последствия этих изменений.
Андрей Шлыков,

генеральный директор Dixis: - Пожалуй, самым важным событием на рынке сотового ритейла в 2005 году можно назвать августовский кризис в отрасли, который привел как к отрицательным, так и положительным последствиям. Развитие отрасли ощутимо притормозилось. Практически весь рынок остался без товара на несколько недель, что, соответственно, прервало нормальный цикл оборачиваемости капитала. Кроме того, события августа косвенно повлияли на процессы консолидации и конкуренции, которые получили развитие задолго до этого, однако в августе значительно активизировались. Многочисленным мелким компаниям пришлось покинуть рынок, в то время как лидеры рынка продолжают укреплять свои позиции. Но, пожалуй, самым важным итогом августовских событий стало изменение условий работы основных игроков рынка. Во второй половине года практически все крупные компании стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников.

В итоге, после проведения многочисленных консультаций между лидерами рынка и компаниями-производителями, мы надеемся, что в ближайшее время компании перейдут к более удобной для всех практике, когда производители будут самостоятельно поставлять оборудование в Россию и продавцы смогут получать его со склада уже на территории России. Это поможет наконец решить проблему "серого" импорта и даст всем игрокам одинаковые условия для дальнейшей работы.

Владимир Филиппов,

вице-президент по ИТ "Вымпелкома": - Хочу отметить произошедший в этом году дружный отказ (отнесение на неопределенный срок) GSM-операторов от внедрения конвергентного биллинга ("Вымпелком" принял решение летом о создании лаборатории и закрыл тендер на поставку конвергентного биллинга без объявления победителя) и перевод фокуса на предоставление простых в использовании продуктов и услуг. Также началось встраивание в существующие GSM-сети и построение новых сетей на базе сетевых элементов нового поколения (New Generation Network HLR, Media Gateway, etc), переход на IP-протокол.

Анатолий Карачинский,

президент группы компаний IBS: - Я думаю, что это был достаточно ровный год для российского ИТ-рынка. Рынок в принципе рос, за год экспорт программного обеспечения увеличился вдвое. Компания IBS реализовала 1500 проектов. Не могу сказать, что в 2005 году произошло что-то ключевое для отечественного IT-рынка. Со стороны государственных органов было скорее больше разговоров, чем реальных дел. Это касается и проектов о технопарках и свободных экономических зонах.

Дмитрий Дахновский,

управляющий директор компании RUSSEE: - Среди позитивных явлений российского ИТ-рынка можно назвать "взросление" индустрии разработки ПО, в котором мы убедились в связи с проведением первой конференции для разработчиков программного обеспечения Software Engineering Conference in Russia - SEC(R) 2005 осенью этого года. Сам факт организации этой конференции показывает, что произошел переход от программирования как ремесла к программированию как индустрии. Во-вторых, произошла переориентация владельцев крупнейших российских компаний по сборке компьютеров в другие более технологичные направления с большей добавленной стоимостью вроде образования Integrated Services Group летом этого года. В-третьих, произошло размещение акций IBS Group Holding Ltd, означающее, что инвесторы готовы вкладывать средства в российский ИТ-рынок. Среди негативных явлений можно назвать бездействие государства в лице Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, которым еще в феврале 2005 года была принята концепция развития российской отрасли ИТ, но в рамках которой, на мой взгляд, так и не было предпринято реальных шагов по развитию индустрии.

Александр Малис,

вице-президент "Корбина телеком": - Самым негативным моментом для нашей компании в этом году стала скорость работы государственных органов.

Прежде всего Россвязьнадзора, работа которого просто тормозит развитие компании и новых проектов. Например, мы можем построить объект связи за две недели-месяц, а Россвязьнадзор выдает разрешение на его эксплуатацию только черезшесть-девять месяцев. Среди позитивных моментов - начало строительства новой сети в Москве и повышение доходности.

Дмитрий Красильников,

директор по маркетингу "Корпорации О.С.С.": - Самое негативное, что случилось в этом году,- принятие новых Правил присоединения электросвязи, которые буквально "откатили" развитие телефонных сетей к уровню 30-х годов прошлого века.

Чтобы играть на рынке по новым правилам, в этом году мы получили лицензию на международную связь, поставили четыре междугородных коммутатора, оборудование для которых нам обошлось в $2 млн (по контракту с компанией Ericsson). Также мы тестируем сейчас оборудование для междугородных узлов, однако оно еще не сертифицировано. Также мы заключили договора с 35 региональными операторами, которые будут нашими точками присоединения. Я думаю, что на приспособление к новым условиям компания потратит еще $15-20 млн.

Из позитивных событий на телеком-рынке хочу отметить сертификацию в этом году стандарта беспроводной связи WiMax. Крупные производители уже начали разрабатывать оборудование для сетей этого стандарта. В следующем году мы ожидаем сертификацию WiMax для сотовых сетей, что поставит под вопрос рентабельность разворачивания GSM-сетей третьего поколения.

Сергей Кудрин,

технический директор "Зебра телеком": - В этом году произошли кардинальные изменения в законодательстве, перераспределившие финансовые потоки на телекоммуникационном рынке, в корне меняющие взаимоотношения между операторами. Но шестимесячный срок на изменение принципов работы компаний, с моей точки зрения, недостаточен. До вступления новых правил осталось две недели, а операторы еще не готовы к предоставлению услуг междугородной и международной связи даже с точки зрения заключения договоров. До сих пор мы не знаем кодов доступа к сетям МРК и, следовательно, не можем перезаключить договора с нашими абонентами. А по законодательству, мы обязаны предупредить их обо всех изменениях за 30 дней. Я считаю, что государство должно дать операторам еще около полугода для приспособления бизнеса к новым правилам игры на рынке и не репрессировать участников.

Из позитивных событий отмечу то, что в этом году начали снова выдавать лицензии на оказание услуг связи, которые до этого не выдавали с конца 2003 года. Это существенно тормозило наше региональное развитие. В этом году мы получили лицензии на 25 регионов и в двух из них даже успели построить собственные узлы.

Григорий Липич,

генеральный директор "ABBYY Россия": - Откровенно плохих событий на российском ИТ-рынке я в 2005 году не припомню. Есть некоторое разочарование по поводу законодательных инициатив, направленных на либерализацию налогообложения предприятий IT-отрасли.

Как-то слишком зарегулированы со стороны государства были эти инициативы, в итоге никакого реального результата не получилось. Из позитивного: очень радуют темпы роста IT-рынка в России, и особенно рынка программного обеспечения. За этот год он вырос более чем на 30%, о таких показателях другие страны могут только мечтать. Надеюсь, что более широкое распространение компьютеров среди массовых пользователей и инвестиции государства и бизнеса в автоматизацию своей деятельности в следующем году сохранятся как минимум на таком же уровне. Также следует отметить, что в этом году существенно активизировался бизнес в регионах. Это хороший знак: денежные потоки уже не так концентрируются в Москве и области, что позволяет планировать новые горизонты по расширению бизнеса, в том числе в регионах.

Денис Зенкин,

директор по маркетингу Info Watch: - Наиболее значимым событием в России для рынка защиты конфиденциальной информации следует назвать законодательные инициативы как на федеральном уровне, так и на отраслевом. Прежде всего это касается законопроекта "О персональных данных" и реализации стандарта ЦБ России "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы". Первый из них призван положить конец анархии со сбором, хранением и распространением персональных данных граждан России.

Законопроект вводит упорядоченный понятийный аппарат, определяет субъектов и операторов, их права и обязанности.

Стандарт ЦБ является идеальным инструментом для укрепления защиты организаций кредитно-финансового сектора, интеграции отечественных банков в международную систему, а также представляет собой позитивный пример для других секторов экономики.

В качестве доказательства необходимости усиления государственного регулирования в области защиты конфиденциальных данных необходимо упомянуть о громких скандалах, связанных с их утечкой. На протяжении года "отличились" многие правительственные и коммерческие организации. На рынке практически свободно можно купить любую информацию для составления цифрового портрета любого гражданина. В потоке спама фигурирует 51 база данных, включая банковские проводки, налоговый и пенсионный фонд, прописку, ГИБДД, телефоны и пр. Имея на руках эти данные, злоумышленники могут совершить любое мошенничество, причем пострадавший узнает об этом последним. Для нас, как профессионалов в области защиты конфиденциальной информации, самым приятным оказалось резкое изменение отношения российских компаний к проблеме утечки данных. В первую очередь это касается готовности перейти от слов к делу: заказчики стали гораздо более осведомлены о существующих технологиях защиты, причем 83% планируют их внедрение в течение следующих трех лет.

Татьяна Толмачева,

ведущий аналитик iKS-Consulting: - Уходящий год стал знаменательным для развития фиксированной связи и рынка платного телевидения. Самые неожиданные сделки и яркие события происходили именно в этих двух сегментах. Во-первых, в отрасль пришли деньги из других отраслей, в том числе из нефтяной. Среди игроков появились такие компании, как "Нафта-Москва", "Ренова", "Базовый элемент". Во-вторых, в 2005 году наблюдались и качественные изменения рынка. Появление новых бизнес-моделей, например, вертикально интегрированного медиа холдинга "Система" или Sipnet "Тарио". К несомненным успехам года стоит отнести и перелом на московском и петербургском рынках домашнего широкополосного доступа в интернет. К сожалению, 2005 год стал годом и упущенных возможностей. Неопределенность правового поля деятельности операторов связи затормозила развитие некоторых его сегментов, а значит, и всей отрасли связи в целом.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, ПО, Регулирование