Библиотеку пытаются выдворить в сеть

Российская национальная библиотека растит свои электронные ресурсы. На обращениях к ним интернет-провайдеры могли бы неплохо заработать. Осталось познакомить "юзеров" с РНБ, а читателей - с WWW.

16 января, в день рождения Российской национальной библиотеки, читатели получат три электронных подарка. Появятся новый компьютерный зал и доступ к базе из 60 тысяч диссертаций и 20 тысяч авторефератов, начнется тестирование и отладка измененного дизайна сайта. Изменения на интернет-сервере, как рассказали DP.RU в пресс-службе РНБ, значительно облегчат навигацию по сайту. С первой же страницы доступен каталог, сформированы отдельные разделы для различных категорий пользователей от студентов и научных сотрудников до технических специалистов. Пользовательский комплекс на 50 рабочих мест, стоимостью примерно в $50 тыс., оборудован и подарен компанией LG. Это так называемый «зал для научной работы» библиотечный люд еще назвает такие залы "профессорскими". Допуск студентов и посетителей общих читальных залов сюда, как сообщили в пресс-службе РНБ, "ограничен". Считается, что опытным ученым требуется для работы более спокойная и тихая обстановка. Тишина "профессорскому" залу обеспечена, однако  не потому, что там не будет шумных студентов. Есть опасения, что там вообще будет пусто.

Невостребованность

Ученые, особенно профессоры, - публика возрастная, привыкшая общаться с библиотекой через каталог или библиографа. Найти 50 профессоров, которым в читальном зале необходим доступ в интернет, непросто даже в Петербурге. В сотрудники библиотеки рассказали корреспонденту DP.RU с, что около трети посетителей библиотеки не умеют пользоваться не только интернетом, но даже компьютером. Многие молодые читатели - студенты не пользуются электронными сервисами, так же, как и специалисты старой школы. Некоторые считают вход в каталог через Интернет слишком дорогим. Другие не знают о том, что можно не копаться в бумажной картотеке и не ездить в библиотеку по несколько раз, - сначала в каталоги на поиск нужной литературы и написание от руки заявок, затем в читальный зал за самими книгами. Зал LG, по данным пресс-службы РНБ, уже шестой компьютерный комплекс для посетителей библиотеки. Кроме него действуют 3 участка работы с электронными каталогами и два интернет-класса. В новом здании на Московском проспекте, 165, оборудованы несколько десятков точек для подключения к мировой сети ноутбуков. Несмотря на то, что через Интернет доступны все каталоги главного книгохранилища страны, нынешние мощности загружены далеко не полностью.

Нужна реклама

Пользователи мировой сети платят, как известно, за объем получаемых данных – трафик. И провайдеры даже участвуют в финансировании самых популярных Интернет-ресурсов, лишь бы те продолжали создавать содержание, которое ищут миллионы "юзеров" - рядовых, "непродвинутых" пользователей сети.

Одного только открытого в Интернете доступа к каталогам РНБ, с возможностью выписывать электронные требования на книги, вполне достаточно, для того чтобы организовать такой трафик, за который провайдеры платили бы и Российской национальной библиотеке. Ведь через её проходные ежедневно только в рабочие часы проходят тысячи, если не десятки тысячи человек. И большинство не сидит в зале с книгами, а топчется в каталогах.

Чтобы "вытолкать" этих людей из пыльных картотек за компьютеры, дающие круглосуточный доступ к тем же карточкам, нужна рекламная кампания. Если она не по силам РНБ, то провайдерам стоило бы помочь библиотеке.

Тематики: Интернет, Web

Ключевые слова: