Сотовое чудо и «большая тройка». Президент Ассоциации региональных операторов Юрий Домбровский о ситуации с частотами для LTE

По данным агентства АС&М, число абонентов сотовой связи в России достигло 214 млн. Даже если учесть, что операторы преувеличивают свою абонентскую базу до 30%, что до четверти граждан могут иметь по два телефона, вывод один: 90% россиян владеют сотовыми телефонами. Мы впереди планеты всей. Это ли не чудо?

Всего 20 лет назад мобильные телефоны советского производства весом 25 кг и числом две тысячи были лишь в автомобилях высшего руководства и богатейших бизнесменов. Проводных телефонов — домашних и рабочих — было 32 млн. Число последних увеличилось незначительно. А вот сотовые стали сегодня неотъемлемым атрибутом жизни предпринимателей и строительных рабочих, школьников и пенсионеров в городах и далеких селах России. Минута сотовой связи в Европе стоит в среднем 12 центов, а в России — 5. По проникновению сотовой связи Россия обогнала США и Западную Европу.


Интересно сравнить, как менялись тарифы мобильной связи в России в сравнении с другими услугами за последнее десятилетие: стоимость электроэнергии выросла в 4 раза, проводной связи — в 2,5 раза. Сотовая связь дешевела и стала всепроникающей, пришла в самые малые и бедные поселения. Стала доступной людям, балансирующим на грани прожиточного минимума. Полагаю, что мобильная связь — самый успешный проект новой России. Одна из основных причин феноменального успеха этой отрасли в том, что она развивалась в России по нормальным рыночным законам. Ключевое слово успеха — конкуренция. До последнего времени компании сотовой связи боролись за каждого абонента и за каждого инвестора. И путь был только один: обслуживать клиентов лучше, за меньшие деньги, с меньшими затратами.


«Вымпелком» был основан простым доктором наук

Сотовой индустрии повезло: исторически сотовые компании не приватизировали советскую собственность. Сети строились с нуля. У истоков МТС стояли люди, связанные с московским правительством, у «МегаФона» — питерские связисты. А «ВымпелКом» был основан простым доктором наук и, как оказалось позже, великим предпринимателем Дмитрием Зиминым, первоначально без всякого административного ресурса. Позже состав собственников расширился, в него влилась значительная доля иностранного капитала. Отношения между этими тремя группами собственников были, мягко говоря, непростыми. Порой доходило до нешуточных войн. Войти в сговор этим трем группам собственников было практически невозможно, и конкуренция продолжалась.


Кроме «большой тройки» на рынке с самого начала действовали региональные операторы. В ельцинские времена лицензии на сотовую связь в регионах фактически выдавались губернаторами. Практически на всех рынках, кроме Москвы, регионалы жестко конкурируют с «большой тройкой», к большой радости абонентов и при определенной поддержке антимонопольной службы сбивают цены.


Желая ускорить собственное развитие, привлечь инвестиции, воспользоваться опытом развитых экономик, компании привлекали западных стратегических инвесторов. Сделав рывок вперед и установив с помощью западных партнеров достойное корпоративное управление, компании успешно привлекали капитал, выходили на фондовые биржи. Конкуренция и свободный приток капитала были основными факторами успеха.


Цивилизованный мир такой формы раздачи лицензий не знал

В последнее время в развитых странах флагманом технологической революции стал мобильный Интернет. Уже есть и массовые технологии, и абонентские устройства, и гигантский спрос. В 2006 году наше правительство разделило стандартный европейский диапазон частот, предназначенных для развития третьего поколения сотовой связи (3G), на четыре части. И три года назад МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» получили лицензии 3G на всю Россию. Получили практически бесплатно (стоимость каждой из трех лицензий составляла 2 млн руб.), практически без конкурса и с символическими условиями по покрытию территории.


Это был интересный эксперимент — его новизна состояла в том, что цивилизованный мир такой формы раздачи лицензий не знал. Существовали две общепринятые формы конкурсов: либо аукцион — кто больше заплатит за лицензии; либо конкурс — кто пообещает покрыть новой сетью больше территории за меньшее время. Я бы назвал аукционы более капиталистической формой распределения, конкурсы — более социально ориентированной. При аукционе бюджет страны солидно пополняется, а компания, выложившая за лицензию значительные деньги, заинтересована эти деньги поскорее «отбить», то есть построить максимально масштабный бизнес. Если в условиях конкурса было прописано покрыть сетью 3G через два года 95% населения страны, а через три года — 98% (так было в Швеции), ясно, что это благо цифровых возможностей для соответствующего населения.


Прошло три с половиной года, и можно подвести некоторые итоги. «Большая тройка» не очень спешила с развертыванием сетей третьего поколения. И это неудивительно. Бизнес-модель компании, получившей лицензию бесплатно и без обременений, такова: новые базовые станции разворачиваются там, где уже есть спрос на услугу, чтобы обеспечить скорейшую окупаемость проекта. Так и действуют три крупнейших оператора. Ни один не забегает далеко вперед других. Это уже не те остро конкурирующие между собой бойцы, что десять лет назад. Случалось, в недавние годы, ФАС уличала их в сговоре.


Олигархический «распил» частот привел к снижению конкуренции и фундаментальному отставанию России

Еще более необычно был распределен четвертый блок частот 3G (в диапазоне 2,1 ГГц). В 2009 году он без всякого конкурса и условий был отдан компании «Скай Линк». До сих пор о начале строительства новой сети мы ничего не слышали. Можно предположить, что этот четвертый пакет ценнейших частот попросту похоронен. К радости «большой тройки».


Олигархический «распил» частот привел к снижению конкуренции и фундаментальному отставанию России не только от развитых, но и от развивающихся стран. Но не все потеряно. В технологии беспроводной связи грядет очередная революция. Связь 4G уже запущена в некоторых странах Европы и районах США. В ближайшие три года появится более ста сетей LTE на всех континентах. По скорости, качеству она соответствует сегодняшнему проводному Интернету, по темпам развертывания — сотовой связи прежних поколений. Это исторический шанс России. Почему бы не повторить в новом поколении тот прорыв, который удался нам в сотовой связи стандарта GSM?


Я убежден, что сделать это можно. Нужно, чтобы соблюдены были два условия: доступен достаточный частотный ресурс, и, главное, обеспечена реальная конкуренция. О конверсии частот не раз говорил президент страны, и я убежден, что при наличии политической воли проблема этого ценнейшего государственного ресурса решится.


Однако сейчас мы слышим о планах отдать весь частотный ресурс LTE двум полугосударственным компаниям. Или разделить его на троих, как было с 3G. «Для полноценного внедрения технологии LTE «большой тройке» необходим частотный ресурс по 20 МГц в низком и высоком диапазонах», — сообщили в декабре прошлого года представители «большой тройки» на совещании у вице-премьера Сергея Собянина. Это ровно на троих. Однако в ряде стран Западной Европы в диапазонах LTE уже проведены аукционы, названы по пять-шесть победителей. А в США победителей-лицензиатов было более ста. На их огромной территории частоты разыгрывались по регионам, да еще 20 млрд долл. на аукционах собрали. 4 млрд евро собрала Германия. 30 июля объявила о проведении десяти LTE-аукционов Великобритания.


Только создав условия реальной рыночной конкуренции, Россия сможет преодолеть «цифровой разрыв». А новый «распил» отбросит российскую сотовую связь туда же, где находятся сегодня наши другие высокотехнологичные отрасли.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовые операторы, LTE