Mail.Ru: почта должна быть социальной

Вчера, 18 августа, в Москве Mail.Ru, лидирующая компания бесплатной электронной почты в России и странах СНГ, анонсировала выход нового интерфейса своего почтового сервиса. Если описать суть изменений вкратце, то он стал легче, быстрее и удобнее. Кроме того, в Mail.Ru, обратив внимание на то, что почта все чаще становится агрегатором ссылок на различную активность пользователя в социальных сетях, придали почтовому интерфейсу новую функциональность, сделав его более социальным и интерактивным.

«Многочисленные изменения в интерфейсе почтового сервиса Mail.Ru можно разделить на две составляющие – эволюционную, под которой мы понимаем ускорение загрузки страниц и работу над usability, и революционную. Речь идет о новом социальном и интерактивном интерфейсе, который мы разработали с учетом ключевых тенденций развития современного Интернета, – рассказал генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин. – Нам кажется, что мы смогли нащупать тренд развития почтовых сервисов в ближайшем будущем, поэтому мы разработали стандарт Open Mail Format, расширяющий возможности для взаимодействия почтовых служб и сервисов, отправляющих письма-уведомления. Это открытый стандарт, и мы призываем присоединяться к нам как отправителей, так и другие почтовые службы во всем мире».

Новый интерфейс почтового сервиса основан на технологии AJAX, и теперь многие действия на сайте не требуют полной перезагрузки страницы. Благодаря этому пользователь экономит трафик, а также получает более оперативную реакцию интерфейса – в результате работа с проектом становится намного удобнее, быстрее и комфортнее. С целью максимально эффективного применения AJAX был проведен тщательный анализ процесса взаимодействия пользователей с сервисом. В первую очередь были оптимизированы все наиболее часто используемые страницы и действия (просмотр списка и конкретного письма, групповое удаление и перемещение писем). Как следствие, скорость работы почтового сервиса выросла в среднем на 34 %.

Главной инновацией интерфейса стал социальный и интерактивный список писем, в котором учтены две ключевые тенденции развития современного Интернета. Во-первых, сейчас Сеть содержит значительно больше информации о людях, чем раньше, – это уже не только имя и фамилия человека, но и, например, его фотография. Новый почтовый интерфейс учитывает эту особенность, и теперь пользователь, получая персональные послания с адресов всех крупнейших сервисов – mail.ru, yandex.ru, rambler.ru и gmail.com, видит аватар отправителя прямо в списке писем. Во-вторых, сегодня большой процент почтового трафика составляют уведомления различных сервисов, в первую очередь коммуникационных – социальных сетей, сайтов знакомств и т. д. Mail.Ru научился извлекать из писем известных социальных сайтов – Мой Мир@Mail.Ru, Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассники» – ключевую полезную информацию и отображать ее удобно и комфортно для пользователя. Речь идет об аватаре человека, совершившего действие на сайте, смысловой части послания, а также прямых ссылках на конкретные действия (например, «Подружиться» или «Подтвердить регистрацию») прямо в списке писем, что позволяет мгновенно на них отреагировать без открытия письма и новой перезагрузки страницы. При этом стандартный режим отображения списка писем по-прежнему доступен пользователям – для переключения можно использовать кнопки «Кратко» и «Подробно». 

 

Некоторые «социальные» изменения нового интерфейса Mail.Ru 

 

Новый почтовый интерфейс был серьезно переработан и с точки зрения usability. Несколько информационных колонок перенесены или вовсе убраны, большое количество поступающей корреспонденции автоматически размечается иконками популярных сервисов. Появилась возможность специальными флажками отмечать важные входящие письма с целью просмотреть их позже. Еще одна новая функция – просмотр списка файлов, прикрепленных к письму, прямо из списка писем, не открывая самого письма. Простое наведение курсора на значок скрепки (прикрепленное сообщение) – и пользователь может скачать прикрепленный файл. Кроме того, пользователи теперь могут при желании отключить отображение стартовой страницы почты со списком папок и новостными блоками – в этом случае сразу после авторизации они будут попадать в папку «Входящие». Все это очень сильно экономит трафик, что может быть крайне полезным как для регионов с их небольшими скоростями доступа, так и для мобильных пользователей. Кроме того, в Mail.Ru уменьшили количество рекламы в почте, полностью убрав верхний баннер.

Таким образом, мы максимально сфокусировали пространство человека для работы с почтой, при этом, как нам кажется, и одновременно повысили эффективность рекламы (ее стало меньше, но она стала более сфокусированной). Мы надеемся, что это нововведение позволит нам сделать что-то полезное для наших пользователей, при этом сохранить интересы наших рекламодателей», – рассказал Дмитрий Гришин.

 

 
Генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин


Первыми отправителями, поддержавшими Open Mail Format, станут сервис знакомств «Мамба», ресурс Afisha.ru, онлайн-рекрутинговый сайт HeadHunter.ru и интернет-аукцион Molotok.ru. А если говорить в целом, то сегодня любой интернет-проект может с минимальными усилиями начать рассылать письма, с которыми пользователям Mail.Ru будет работать намного эффективнее и проще. Специально для этого портал разработал открытый стандарт Open Mail Format (OMF), русскоязычное описание которого доступно по адресу http://api.mail.ru/mail/omf. Что касается возможной сферы применения нового формата, то он может быть интересным не только для конечных пользователей. «Фактически, мы создали платформу для малого и среднего бизнеса, который сам сможет определенным образом различать свои письма, отображая в них нужные действия, информацию и текст, – отметил генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин. – Например, интернет-магазин может взять наш формат разметки, выделить, к примеру, «товар дня», дать ему описание и задать возможность совершения определенных действий (купить товар, просмотреть его характеристики, внешний вид и т. д.). Другой пример – социальный сервис может автоматически рассылать почту на Mail.Ru, перед этим сделав разметку почты и добавив туда информацию, аватар нового сайта, текст и линк. И так могут делать игры, электронные магазины, сайты знакомств и т. д. – фактически любой набор сервисов, которые сейчас рассылают различные уведомления через электронную почту».

о словам г-на Гришина, Open Mail Format (OMF) полностью открыт, а для начала работы с ним каждый может встроить совсем небольшие текстовые изменения в свой ресурс (англоязычная версия описания размещена по адресу http://openmailformat.org/). «Мы всячески призываем любые сайты, присылающие нам почту и активно работающие со своей аудиторией, а также другие почтовые сервисы активно его поддерживать. Таким образом, один раз вставив такую функцию, вы сможете рассылать почту на другие почтовые сервисы, которые поддерживают OMF», – добавил Дмитрий Гришин.

 

Дмитрий Гришин: «Фактически, мы создали платформу
для малого и среднего бизнеса...»

 

Если говорить о России, то здесь проект чувствует себя очень комфортно, являясь законодателем мод и ключевой электронной почтой. Поэтому он может предлагать рынку некие новые стандарты. Кроме того, Mail.Ru уже ведет переговоры с другими российскими почтовиками, которые выявили некоторую заинтересованность. «Причем не только у аналогичных почтовых сервисов, но и у множества средних и крупных социальных сервисов, а также электронных магазинов. Мы надеемся, что эта идея будет достаточно активно обсуждаться за границей и либо она будет поддержана, либо на основе ее появятся какие-то другие форматы», – подчеркнул г-н Гришин.

Что касается возможного плагиата и использования открытого стандарта в разработках конкурентов, в том числе и зарубежных, то в Mail.Ru этого не опасаются. «Мы предложили некую фундаментальную идею, и в любом случае мы понимаем, что в России это будет для нас конкурентным преимуществом. И если крупнейший поисковик держит наш формат, это будет означать начало экспорта мировых технологий из России, – уверен гендиректор Mail.Ru. – Проанализировав данные, мы обнаружили, что ничего не мешает почте поддерживать несколько форматов одновременно и выбирать более удобный из них для каждого пользователя».

Интересно, что инновации не станут причиной усиления спама. Иконка Facebook, к примеру, появляется лишь в сообщении того пользователя, IP-адрес которого зарегистрирован в базе этой социальной сети. Кроме того, за счет более разнообразной информации антиспам-машине Mail.Ru нужно будет меньше времени на анализ и отличие.

Что касается ближайших конкурентов, то над идеей совмещения социальных и почтовых сервисов работает и «Яндекс». По словам руководителя группы сервисов персонального общения «Яндекса» Антона Забанных, сейчас деятельность компании как раз сосредоточена на новой версии «Яндекс.Почты», уже доступной в режиме открытого бета-тестирования.
«Основная её особенность – быстрота. Новая «Яндекс.Почта» мгновенно реагирует на все действия пользователя. Это реализовано благодаря использованию технологии Ajax. Интерфейс новой версии почты привычен для наших пользователей. Письма группируются по теме, доступны фильтры, метки, календарь», – рассказал г-н Забанных. Как и раньше, файлы формата *.doc и *.xls можно просматривать прямо в почте, а  аудио- или видеофайл проиграть в плеере на странице письма, не скачивая и не открывая специальных программ. Письма от соцсетей автоматически помечаются «фирменными» значками (это реализовано на стороне «Яндекс.Почты», и соцсетям ничего для этого делать не требуется). «Вообще мы учимся взаимодействовать с тем, что есть, чтобы не зависеть от форматов. Например, недавно мы научились автоматически извлекать события из текста входящего письма (написанного на естественном языке), чтобы можно было в один клик добавить это событие в «Яндекс.Календарь», – сказал в заключение Антон Забанных.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: Mail.ru, Яндекс, Google , Livejournal, Одноклассники ру, Почта Mail.ru, ВКонтакте, веб, социальные сети, Facebook