Интернет с добавками и без. Темпы роста рынка проводного широкополосного доступа падают третий год подряд

Петербургский рынок проводного широкополосного доступа, достигнув порога насыщения, не просто замедлился, но и рассредоточился. Ряд провайдеров одновременно занимаются продажами других сервисов, в частности телевидения, видя в нем потенциальный источник доходов, соизмеримых с основной услугой. Другие не акцентируются на дополнительных сервисах, а пытаются привлечь максимальное количество абонентов прямо сейчас.

В ходе «круглого стола», организованного РБК daily совместно с информационно-аналитическим агентством Telecom Daily, ни один из представителей операторских компаний не назвал состояние ШПД-рынка тупиковым, однако и вариантов по увеличению доходности в краткосрочной перспективе, по крайней мере сейчас, в компаниях не видят.

ШПД с пустыми рукавами

Петербургский ШПД дейст­ви­тельно, как никогда, близок к стагнации. Когда количественный рост абонентской базы замедлился, это в первую очередь отразилось на доходах операторов. При переключении из сети в сеть одного и того же абонента объем рынка в денежном выражении никак не меняется. Большинство провайдеров сегодня балансируют на тонкой грани: нельзя снижать ARPU (уровень среднемесячного дохода с одного пользователя), нельзя отпустить своего абонента к конкуренту, но вот привлечь «постороннего» абонента необходимо. Отсюда такое количество промотарифов, которые обыгрываются в крупнейших сетях города, включая «Интерзет», «Билайн», «Скай Нет» и «Сумма Телеком».

На промотарифах скорость доступа всегда высока, а абонентская плата не превышает 200—300 руб. — такие условия действовали обычно не более трех месяцев с момента подключения, но сегодня провайдеры готовы растянуть промопериод и на более длительный срок при соблюдении некоторых условий (положительного баланса на момент списания абонентской платы, авансового платежа и т.д.). Введение такого тарифа «подсаживает» операторский ARPU. По данным Telecom Daily, в городских FTTB-сетях данный показатель с 450 руб. в течение 2009—2010 годов снизился на 11%, до 400 руб.

Отсутствие промотарифа в линейке оператора вовсе не говорит о том, что он не предпринимает усилий по организации новых подключений. Бонусы вроде бесплатного периода обслуживания сроком до трех месяцев или акции «1 тыс. руб. в подарок на абонентский счет» (фактически означает два бесплатных месяца) по-прежнему в ходу. На доходности сети эти маркетинговые усилия отражаются еще более плачевным образом.

По информации агентства, около 65% петербургских домохозяйств уже подключены к Интернету по проводным технологиям, в то время как максимальным уровнем проникновения для крупных городов считается 70-процентный охват. По прогнозам Telecom Daily, в 2010 году провайдерам удастся подключить всего 120 тыс. новых домохозяйств, таким образом, объем рынка за год вырастет всего на 11% — 1 млн 200 тыс. подключенных квартир против 1 млн 80 тыс. в конце 2009 года. Для сравнения, в 2009 году рынок вырос на 23%, а в 2008-м — на 53%.

В общем объеме новых подключений количество абонентов, подключающихся впервые, не превышает 20—30%. Остальные 70—80% провайдер «забирает» у конкурентов, с которыми вместе обслуживает жилой дом (в новом доме, расположенном в спальном районе, одновременно могут оказывать услуги пять-семь сетей). К «качеству» таких абонентов претензий достаточно. Первые месяцы доходность от них примерно в два раза ниже, чем от пользователей со стажем, а благодаря высоким скоростям на промотарифах они потребляют гораздо больше трафика, и все это никак не гарантирует провайдеру, что через три месяца его новый клиент не переметнется в другую сеть. Получив постепенное снижение дохода на услуге интернет-доступа, операторы тем не менее не сумели научиться продавать другие сервисы.

«Нельзя утверждать, что все абоненты, которые приходят к нам из других сетей, относятся к категории мигрирующих и переключаются, заинтересовавшись одной из запущенных акций. Часть из них меняет провайдера в связи с переездом на другую квартиру, кого-то не устраивает качество интернет-доступа, обеспечиваемое его провайдером», — отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Сумма Телеком» (владеет одной из крупнейших FTTB-сетей Петербурга, сетью «Цифра») Виктория Брагина. При этом она признает, что при сегодняшней ситуации на рынке поддержание ARPU на одном уровне само по себе может считаться достижением.

«Наша компания никогда не прибегала к помощи промотарифов, изначально настраиваемся на долгосрочное взаимодействие с абонентом. На мой взгляд, с точки зрения доходности был бы правильным запуск единого пакетного предложения, но с реализацией услуги цифрового телевидения сознательно не торопимся. Хотелось бы реализовать сервис таким образом, чтобы работа с ним для абонента была предельно простой, а инструкция по настройке и эксплуатации помещалась на одном листе», — рассказывает директор по маркетингу компании «ПиН Телеком» (сети «Антхил» и «Ниеншанц-Хоум») Ксения Караджа.

Тарифы на повышение

Сервис IPТV «ПиН Телеком» тестирует около года, в коммерческой эксплуатации его еще нет. В компании уточняют, что среди допуслуг устойчивым спросом пользуется «Компьютерная помощь» и аренда антивирусного ПО, однако наибольшее внимание уделяется развитию основного сервиса. В сетях «Антхил» и «Ниеншанц-Хоум» действует сразу две безлимитных линейки тарифов, одна из которых асинхронна (скорость загрузки в несколько раз превышает скорость отдачи) и дает возможность работать с «тяжелым» контентом за ту же абонентскую плату. Кроме того, оператор первым на рынке ввел в безлимитной линейке тариф на скорости 100 Мб/с на постоянной основе, пообещав гарантировать скорость и в часы пиковой нагрузки. С запуском телевидения на данном тарифе в абонентскую плату будут включены и пакеты каналов.

Телевидение в качестве лишь дополнительной опции рассматривают многие провайдеры. Так, MNS.ru не выводит услугу из тестовой стадии, давая абонентам возможность бесплатного просмотра каналов на ПК. При этом интернет-тарифы у компании наиболее низкие среди провайдеров первой десятки (безлимитка на скорости 100 Мб/с стоит всего 450 руб. в месяц, правда, предоставляется в рамках акции до 1 января 2011 года). Крупнейшая FTTB-сеть «Интерзет», хотя и занимается цифровым телевидением на платной основе, до сих пор модернизирует сервис, количество абонентов на котором не превышает нескольких тысяч. Зато компания объявила о скором выводе нового тарифа, где по цене услуги интернет-доступа абоненту будут предложены ТВ-каналы, IP-телефония и ряд дополнительных опций. Телевидение в данном случае служит лишь одним из стимулов.

«Это естественный процесс, через который проходит большин­ство операторов, — начиная с предоставления услуг, допустим, телевидения или интернет-доступа, они в итоге продают полный пакет из трех услуг (ТВ, Интернет и телефония). Со своей стороны замечу, что, по наблюдениям нашей компании, пользователю интересны не столько маркетинговые инициативы, сколько надежный доступ в Сеть и равномерная скорость», — говорит коммерческий директор «ТТК — Северо-Запад» Татьяна Пасынкова.

«Все разговоры о дополнительных сервисах сводятся к телевидению и телефонии, но ведь есть и другие услуги, которые уже хорошо продаются и за которые абонент был готов платить до того, как в этот сегмент вышли интернет-провайдеры», — замечает генеральный директор компании «Вэб Плас» Алексей Горбунов, имея в виду прежде всего сервисы «Компьютерной помощи». Как отметили другие участники рынка, чаще всего поступают заявки на установку Wi-Fi-роутера и создание внутренней домашней сети, а также на удаление вирусов с зараженного ПК.

Широко открытые каналы

Впрочем, от своей веры в телевидение операторы интернет-доступа все-таки не отказываются. Как правило, заявления о высоком потенциале услуги подкрепляются рекламной кампанией, приобретением нового контента и расширением линейки пользовательского оборудования.

«Если раньше мы продавали телевидение вдобавок к интернет-доступу, то сейчас наблюдаем обратный процесс», — утверждает директор по ШПД и новым видам бизнеса Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» Денис Сибирцев. «Билайн» первым запустил в Петербурге рекламную кампанию по продвижению IPTV, задействовав для этого прайм-тайм в телеэфире.

«Надо понимать, что подключенный к Интернету абонент с легкостью уйдет, если увидит более дешевое ценовое предложение, ему будет просто интересно попробовать что-то другое. Оператору необходимо добиваться того, чтобы в его сети были реализованы по-настоящему уникальные опции, которых абонент в чужой сети не найдет. Кому-то, например, удобно получать информацию о пробках прямо с экрана телевизора и управлять опцией при помощи телевизионного пульта», — рассуждает директор департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга компании «Северо-Западный телеком» Павел Басов. Однако, уточняет он, предложения, от которого, что называется, невозможно отказаться, абонентам IPTV провайдеры до сих пор так и не сделали. В качестве такого предложения подошло бы HDTV в развитом варианте (большее количество интересных каналов, включая контент из первого мультиплекса), рассуждает он.

У петербургского «Вестколла» свои методы продвижения сервиса. Как рассказал директор департамента домашних сетей Александр Нижегородцев, оператор более чем на 30% снизил стоимость подключения, в которой уже учтена цена абонентской приставки.

«Мы даем своим абонентам возможность протестировать сервис, но здесь надо иметь в виду, что эта услуга обходится оператору довольно дорого, чтобы можно было беспрепятственно заниматься ее развитием и внедрением, — указывает коммерческий директор «ЛАНК Телеком» Алексей Максимихин. — На данном этапе нужно информировать пользователей о возможностях IPTV».

По данным ИАА Telecom Daily, на конец сентября в Петербурге насчитывается около 28 тыс. пользователей IPTV, из которых более 70% являются абонентами «Северо-Западного телекома».

Корпоративные игроки, представленные на частном рынке, ориентированы не на интернет-доступ или телевидение, а на предоставление «тройного пакета», что позволяет удерживать показатель ARPU свыше 650 руб. Как рассказал заместитель коммерческого директора «Обит» Михаил Телегин, его компанию нельзя назвать домашней сетью, так как перед оператором стоят другие задачи, а именно комплексное обслуживание только что построенных жилищных комплексов. «Расширение сети SmartHome происходит вслед за строитель­ством и сдачей нашими партнерами новых жилых комплексов», — подтверждает директор по маркетингу компании «Смарт Телеком» Наталья Резникова.

НАТАЛЬЯ РЫЖКОВА

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: широкополосный доступ